?

Log in

Предыдущий пост | Следующий пост

Интересно, возможно ли было бы такое в России? Как думаете?
-----------------------------------------------------------------------------------------

У польского католического священника о. Веслава Кондратовича особое служение – почти два десятилетия он помогает собратьям-священникам, страдающим алкоголизмом, избавиться от зависимости. Как это может быть – священник-алкоголик? В Польше из этого не делают тайны: клирики, как и все люди, подвержены этому страшному недугу. Но к тем, кто старается исцелиться, относятся с особым уважением.

-- О. Веслав, расскажите, пожалуйста, о вашем реабилитационном центре.

-- У нас это называется Епархиальный центр душепопечительства о трезвости. Он создан на базе прихода св. Бартоломея в Ковалеве, под Плешевым, в Калишской епархии. Среди разных направлений работы этого центра наиважнейшим является терапия священников-алкоголиков. Наш центр действует почти 20 лет. За это время 750 священников прошло у нас терапию. В основном, это польские священники, в том числе те, что служат миссионерами в разных странах: в Африке, Европе, Америке. И из России тоже католический священник был. Главное, чтобы все говорили на польском, потому что у нас вся терапия на этом языке.

-- Как строится реабилитационная программа? В чем особенности терапии для священников?

-- Священники проходят у нас шестинедельный курс терапии, а потом приезжают раз в месяц на посттерапевтические встречи. Терапия складывается из трех направлений, и за один день человек последовательно проходит их все. Например, с утра с ним работают светские профессионалы (специалисты по «психотерапии зависимости»). Потом за дело принимаемся мы – три сотрудника Центра, мы все -- выздоравливающие священники с большим стажем трезвости, имеющие свой опыт борьбы с зависимостью. Мы занимаемся уже другой терапией – ее можно назвать духовно-религиозно-священнической: мы касаемся алкогольных проблем в контексте церковной жизни, священнического служения. И говорим о том, на что надо обращать внимание после терапии, когда человек будет сам выздоравливать. Третий этап – это пастырская работа выздоравливающих священников на приходе: каждый день они служат литургию, принимают исповедь, проповедуют.

-- А как таких священников воспринимают прихожане?

-- Ни для кого из прихожан не секрет, что это священники, проходящие реабилитацию, что они решают свои проблемы с алкогольной зависимостью. И это не только не отталкивает людей от них, наоборот – их очень уважают за это. Со всей окрестности к нам в храм приезжают люди, говорят: здесь хорошо исповедуют, проповеди хорошие читают… Ведь важно не то, есть ли у человека проблема, а то, что он с ней делает. Поэтому священники-алкоголики пользуются очень большой популярностью – и это меняет взгляд людей на болезнь. А для священников, которые выздоравливают и знают, что все об этом знают, это дает возможность разобраться с чувством вины и со стыдом -- с теми двумя ранами, которые есть у всех алкоголиков и которые являются движущими силами болезни.

-- Какие ограничения есть в вашем Центре?

-- Наш Центр открытый, у нас нет замков. Мы принимаем тех, кто знает, для чего приходит. У священников свои автомобили, они в свободное время могут уезжать. Например, поблизости в городе есть крытый бассейн, они ездят туда, это очень поощряется с точки зрения терапии. У них с собой телефоны, телевизор можно смотреть. Только интернет мы не разрешаем, чтобы это не отвлекало, потому что основной принцип – концентрация на терапии. Было, конечно, несколько случаев, когда священники приезжали, покупали выпивку, но их сразу пришлось отправить домой.

-- Правильно ли я поняла, что идея помогать священникам-алкоголикам родилась из вашего личного опыта преодоления зависимости? Вы помните тот момент, когда вы поняли, что вам нужно избавляться от недуга, искать излечения?

-- Да, я хорошо помню этот день – 30 апреля 1980 г. Я тогда был молодым священником, служил всего шесть лет. Накануне был мой последний ужасный запой, который закончился скандалом: я позорно напился на свадьбе, куда меня пригласили в качестве священника. Я проснулся на следующий день и, к счастью, помнил (это бывало далеко не всегда), что накануне произошло. И я сказал себе: «Хватит, я так больше жить не хочу». Я пошел к местному врачу, мне помогли найти адрес психолога Марии Матушевской, которая курировала тогда группу Анонимных алкоголиков (АА). Она мне поставила диагноз «алкоголизм» и предложила посещать группу АА в Познани. И на первом же собрании я понял, что это то, чего я искал, и что я буду трезвым. Потому что нет алкоголика, который бы не хотел бросить пить. Каждый хочет, но не все признаются в этом. Вот так все началось.

-- А как возник ваш Центр?

– Началось с того, что я как член группы АА с несколькими месяцами трезвости оказался на реколлекции у известного в Польше священника Франциска Блахницкого. Это человек, который основал движение «Оазис» («Свет и жизнь»), он и для трезвости много делал. Он мне сказал: «Как только укрепишься в своей трезвости, тебе надо заняться со священниками». Представляете, ему хватило узнать обо мне только то, что я выздоравливаю в АА, и он дал мне такое поручение! И вот с 1983 г., когда я работал в Познани, я уже начал с коллегами-священниками заниматься, опираясь на программу «12 шагов». Потом архиепископ Познаньский по моей просьбе послал меня на приход в д. Мыйомицы и туда начал присылать мне священников с алкогольными проблемами. Вначале нас было только двое, потом стало больше. Мы вместе жили, все делали сообща, вместе выздоравливали. А потом меня оттуда перевели в новую Калишскую епархию, в Ковалев, епископ Станислав Наперала дал мне дом, еще не достроенный до конца, благословил делать центр реабилитации. Он знал меня еще с Познани, знал о нашей работе. И в 1994 г. мы открыли наш центр.

-- Как вы искали методики, программы терапии, на что опирались?

– Первое – мое собственное трезвение в АА, программа «12 шагов». Мой стаж трезвости в АА – уже 33 года. У нас первая группа АА появилась в 1957 г., а массово это движение стало распространяться почти 40 лет назад. В 1986 г. ко мне приехал американский священник, который был директором реабилитационного центра для священников из Бостонской епархии. Он две недели у меня жил и обучал меня. Потом в течение двух лет я обучался на курсах психологической помощи. А в 2001 г. мы с доктором Вороновичем (известный в Польше специалист по зависимости -- примечание Е.Н. Проценко) поехали вместе в Америку учиться. Так мы готовились. Ну а все остальное – милость Божья и Дух Святой.

-- Ваш Центр – это первый опыт в Польской Католической Церкви? Есть ли еще подобные центры?

-- Был еще один подобный центр, но сейчас его руководитель ушел на пенсию, и все как-то… рассосалось. Сейчас для священников наш Центр один-единственный. Но это не значит, что у нас есть патент на помощь священникам-алкоголикам! Некоторые из них идут в другие, светские центры, вместе со всеми остальными.

-- Те священники, которые идут в обычную группу АА – уже герои, потому что признаться, что ты священник и с такой проблемой… Священникам сложнее это признать?

-- Гораздо сложнее! Еще и потому что быть священником в Польше – это почетное занятие, от священника ожидают, что он будет авторитетом, будет, как пастырь, вести других людей. Когда я пошел на группу АА, я сразу сказал, что я священник. Хотя, кстати, меня никто об этом не спрашивал. И я ожидал, что эти 20 человек на меня вдруг как посмотрят, как сделают большие глаза! И даже разочаровался, потому что никто и внимания не обратил (смеется). Только потом, после собрания мне сказали: вот смотри – это актер, этот книжки пишет, этот инженер, а этот – врач. Ты как священник здесь просто один из всех – это нормально.

А вообще с желанием выздоравливать у всех алкоголиков, в основном, одинаково: алкоголик не хочет лечиться, у него работают защитные механизмы. Считается, что для того чтобы признать свою проблему, каждый алкоголик должен достичь дна. Но это не значит, что он обязательно должен оказаться в канаве. Это дно можно «поднять»: чтобы он об это дно «ударился», «оттолкнулся» от него раньше.

-- Как это сделать?

– Как правило, через работу с близкими, с окружением алкоголика, путем так называемой «твердой любви», которая, если кратко сказать, означает: ты пьешь – значит, ты сам несешь все последствия этого. А уже последствия вынуждают идти на терапию. И очень важно, чтобы люди и в Церкви, и в обществе понимали, что от них во многом зависит, как себя дальше будет вести алкоголик. Чтобы у него было достаточно смирения, чтобы он понимал, что алкоголизм – это смертельное заболевание. Как говорят, все алкоголики перестают пить, но некоторым это удается при жизни.

-- Смирение в этом контексте – удивительное слово

-- Слово «смирение» происходит от латинского humus – почва, земля. Зачастую бывает, что близкие своей любовью и заботой не помогают, а только мешают алкоголику «зарыться в землю» -- это происходит тогда, когда сумма кризисных ситуаций вокруг него накапливается, и тогда приходит осознание, что это расплата за выпивки. «Твердая любовь» в том и заключается, чтобы не помогать алкоголику пить. Но для этого нужна информация, нужно подготовиться. Например, жен алкоголиков отправляют в терапевтические группы созависимых. И когда в эту больную семью (а когда в семье алкоголик, болеет вся семья) возвращается жена, которая уже начала выздоравливать, она уже как-то может регулировать эту шаткую ситуацию и помогать своему алкоголику.

-- А кто может помочь католическим священникам? У них нет жен

-- Но у них есть коллеги-священники, епископы, которые тоже должны знать, что делать с этой болезнью. На конференции я рассказывал о нашем опыте владыке Пантелеимону (епископ Русской Православной Церкви, председатель Синодального отдела по социальному служению и благотворительности – ред.). В вашей Церкви есть женатые священники, и если у кого-то из них обнаружатся проблемы с алкоголизмом, то необходимо проводить терапию для жен и детей, параллельно с его собственным выздоровлением.

-- Можно ли говорить о наследственной склонности к алкоголизму?

– Мне трудно сказать наверняка. Но приведу вам свой пример: мой дедушка так пил, что просто валялся на улице, спал на вокзале и умер в наркологической клинике. Я его видел только один раз в жизни и всегда очень боялся, как бы мне не стать таким. Но Бог по-другому распорядился: из этой болезни сделал для меня такое благословение. Я благодарен Богу, что я алкоголик, потому что именно через это я познакомился с чудесной программой, прекрасными людьми и благодаря этому начал по-новому жить, по-новому воспринимать Евангелие и помогать другим. Как тут не быть благодарным Богу! Как говорится, на всякого бродягу у Бога есть свой способ.

-- Думаю, услышать это от вас важно для читателей в России. В нашей Церкви эта проблема тоже существует, но о ней не принято говорить.

– Важно делать все, что от нас зависит, а остальное – как Бог управит, всех сразу мы не отрезвим. Кстати, я кое-что понимаю по-русски и каждый день читаю на русском языке молитву о душевном покое, которую так любят в сообществе АА: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить; мужество изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Беседовала Юлия Зайцева
Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=5&id=55537

Комментарии

triponaciy
29 янв, 2014 20:29 (UTC)
Re: у нас
Да у нас всё нормальное может быть либо неофициальным, либо полу , в том-то всё и дело...
silenza
30 янв, 2014 03:06 (UTC)
Re: у нас
Вот как раз такой проект сложно организовать неофициально, т.к. тут - не только "12 шагов" (что у нас и в церковных реб.центрах используется), но и духовная и социальная реабилитация - и то, что всё это время они исповедуют и служат литургию, как раз очень важно.
Равно как и "терапия созависимых" для матушек - не представляю, чтобы в наших условиях жена священника могла пойти в группу для созависимых.

Кстати, он пишет, что с Пантелеймоном (Шатовым) поделился этим опытом - интересно, как Шатов отреагировал?

Edited at 2014-01-30 03:07 (UTC)
triponaciy
30 янв, 2014 03:11 (UTC)
Re: у нас
Поэтому и невозможно, для того, чтобы это работало, нужна совсем другая церковь. В рабовладельческой системе реабилитации для рабов места нет. Простых то заболевших отцов вышвыривают , а тут - хроники- алкоголики.
Шатов, думаю, посмеялся про себя, возможно, частью горьким смехом
silenza
30 янв, 2014 03:17 (UTC)
нужна совсем другая церковь
нужно стать другой церковью
triponaciy
30 янв, 2014 03:24 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
А это уже призыв к неофициальщине)))
silenza
30 янв, 2014 03:30 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Нет - потому что это означает, что нужен архиерей, который разрешит у себя в епархии открыть такой храм (потому что на уровне настоятеля это не решить - узнают и вылетит с треском, все это понимают).

Но конечно, возможен и альтернативный вариант - только тогда в "заговоре" должно участвовать много настоятелей (в одной местности), чтобы реабилитантов по храмам раскидать неофициально. Но в это я верю ещё меньше, чем в вариант с разумным архиереем - попы у нас не умеют договариваться и действовать совместно.

Edited at 2014-01-30 03:31 (UTC)
triponaciy
30 янв, 2014 03:45 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Даже если представить такого "разумного архиерея", то всё равно не выйдет, пока духовенство ( да и архиереи) не будет выведено из рабского состояния. Только освобождённый человек может серьёзно и ответственно пойти на программу , а в нынешней системе это примут за очередную барскую прихоть "хозяина" ( лечись здесь, а то сан сниму), и какое тут лечение " за послушание" ? водочка из под матраца в первый же месяц.
Да ещё, чтоб наладить, нужны годы, а тут уж самого епископа со всеми его начинаниями , могут взять, да и без предупреждения перевести, а новый владыка как к не долеченным алко-попам отнесётся? И это ж каждый поп понимает.
Так что для МП это фантазии . "Неупиваемая чаша " есть? Вот и молитесь без всяких католицких извращений(())

Edited at 2014-01-30 03:50 (UTC)
silenza
30 янв, 2014 04:50 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
"За послушание" лечиться от алкоголизма невозможно - тут должно быть собственное решение, что так дальше жить нельзя и надо лечиться. Но поскольку воля у алкоголиков неустойчива, должно быть место, куда можно пойти в эти пару дней решимости и начать избавляться от зависимости.

И потом, в Польше это - общецерковный реаб. центр, куда съезжаются со всех епархий (хотя у нас во многих епархиях и своих "пациентов" выше крыши будет). А для того, чтобы такое заработало в "системе", у попов должна быть возможность получать у своего архиерея 3-месячный отпуск для лечения от алкоголизма (ха-ха 3 раза))). - а по возвращении архиерей и собратья-клирики должны общаться с реабилитантом по-другому, чтобы не подтолкнуть его обратно в ту же пропасть (фантастика, да?)

Насчёт "недолеченных" как раз не так страшно - основной курс в таких программах обычнго укладывается в несколько месяцев, и многие успеют его пройти до перевода владыки.

P.S. А "католицкие извращения" в области психотерапии священнослужителей я пропагандировала и буду пропагандировать - они нас на полвека в этом плане обогнали, и если бы у нас появилась хотя бы половина того, что они для священников делают, то и церковь стала бы совсем другой.
(сделаю, пожалуй, ещё подборочку о "Домах обретения новых сил", в которых католические священники Западной Европы восстанавливаются после "синдрома выгорания").

Edited at 2014-01-30 04:52 (UTC)
triponaciy
30 янв, 2014 06:23 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Ну ты ж сама смеёшься над этим, выглядит и впрямь запредельной фантастикой для нынешней системы.
Рассказывать об этом всём надо, это я не спорю. Но без изменения системы, причём, в прямо противоположном нынешнему курсу направлении, сделать что-либо настоящее - нереально, и это надо чётко понимать.
silenza
30 янв, 2014 19:23 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
А как, по-твоему, может измениться система? Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете ангел Господень, и одним мановением всё исправит?
Надо рассказывать - и надо делать то, что удаётся, вклиниваясь в трещины системы и положившись на то, что Господь не оставит.
"Делай что должно, и будь что будет", как-то так...
triponaciy
30 янв, 2014 23:58 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Ну, что происходит с системой, которая неспособна измениться ты ж сама лучше меня написала).
Думать и рассказывать - да ( ещё раз повторюсь, что целиком поддерживаю) . Но и трезвомыслие не стоит оставлять . Ведь невозможно при рабовладельческом строе строить нормальную систему здравоохранения , надеясь на "трещины системы"
silenza
31 янв, 2014 03:04 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Почему невозможно? Строй рухнет, а здравоохранение останется.
triponaciy
31 янв, 2014 03:51 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
)))
Ежели при рабовладении здравоохранение не создать, то шо опосля обрушения сохранить можно?

Edited at 2014-01-31 04:01 (UTC)
silenza
31 янв, 2014 05:07 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Есть система (т.е. - распределение власти и сопутствующие этому перекосы), а есть жизнь, которая при любой смене формаций идет своим чередом - люди рождаются, учатся, лечатся, женятся, воспитывают детей и т.д.
И христианство - это не про систему, а про жизнь, поэтому создавать что-то "для жизни" можно при любом "общественном строе".
Например, свв. Пантелеймон, Косьма и Дамиан трудились при рабовладельческом строе - думаешь, им стоило подождать более благоприятной формации? Никакого "здравомыслия" у них не было - могли бы кивнуть на кесаря и расслабиться до лучших времён (или денег брать, как прочие, и не выпендриваться).
triponaciy
31 янв, 2014 05:19 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Кажется, ты меня не понимаешь. Св. Пантелеимон разве создавал реабилитационные центры или программы? Нет, он исцелял лекарством и молитвой , почему? Да потому что именно создавать такие центры и программы было невозможно тогда. Вот жто простые очень вещи. Нынешняя системма МП не способна и не настроена создавать что-то, кроме отчётов и халтуры даже по вполне традиционным направлениям , а тут столь новаторское, да ещё ( как ты правильно заметила) требующее не просто самостоятельности ( что ещё на приходском или монастырском уровне возможно), а участия и помощи архиерея. Русский барин 18го века , создающий для своих крестьян центры для лечения от алкогализма , смешно? Не надо слишком отлетать в благих намерениях, чтоб именно так смешно ( а то и слишком грустно) не стало.
silenza
31 янв, 2014 06:40 (UTC)
Ответ в коммент не поместился: http://silenza.livejournal.com/26127.html
Но это бесконечный спор - и мы снова в него ввязались.
Надо остыть - всё равно никто никого не переспорит.
triponaciy
31 янв, 2014 07:00 (UTC)
Ну, я то говорил не в принципе, а о конкретном деле в конкретной ситуации, и по этому поводу аргументов так и не услышал, но , да , спорить нет смысла, в ответ на песню Никольского , вставлять цоевскую " Перемен" не буду, ты её и так знаешь наизусть))
silenza
31 янв, 2014 07:18 (UTC)
А "в принципе" и воплощается в конкретных делах - как иначе? В данном случае я (по принципу "капля камень точит") пытаюсь продвинуть везде, где только можно, мысль о том, что священнослужителям (как и прочим смертным) бывает необходима психологическая помощь, и что священноначалие должно уделять клирикам внимание и поддержку, а не закатывать их в асфальт, притворяясь, что всё нормально.
И другие пытаются "точить камень" в том же направлении - значит, рано или поздно стена равнодушия треснет (как это и случилось у католиков в своё время).
И если это надо для дела, я не "побрезгую" и официозом - теми же РЧ или ЖМП (корреспондент которых кое-что уже написал: http://e-vestnik.ru/news/nuzhna_li_psihologiya_svyashennikam_7642/, и спрашивал, могу ли я для них что-нибудь об этом поподробнее написать - если до дела дойдет, то и напишу).
(и да - "перемен требуют наши сердца" ))))
(Удалённый комментарий)
silenza
31 янв, 2014 07:59 (UTC)
линия фронта
Всё же "линия фронта" проходит не так ровно: и иерархи есть порядочные и верующие, и "низовой клир" бывает обнаглевшим не по разуму (или присосавшимся к упомянутым "безбожным иерархам" ради получения прав и выгод). Мне всё же ближе концепция Фуделя - что "линия фронта" проходит между Церковью Христовой и её "тёмным двойником", мимикрирующим под ту же церковь - и каждый из нас рискует оказаться не по ту сторону;)

А госпиталь для бойцов надо размещать там, где обычно - в тылу, там, где люди служат не ради выгоды, отчетов и наград, а ради Бога и ближних. Только там нашим "раненым бойцам" смогут помочь, потому что большинство пуль прилетает отнюдь не со стороны "безбожного мира", а всё больше - в затылок.

(а то, что "Кураев вскрыл", и без него, к сожалению, было известно)

Edited at 2014-01-31 08:04 (UTC)
(Удалённый комментарий)
silenza
1 фев, 2014 07:56 (UTC)
Re: линия фронта
А мне кажется, что проблема скорее в том, что в наше время в РПЦ к административной власти прилагается не сам духовный авторитет, а его симуляция - но все обязаны делать вид, что они считают духовный авторитет архиереев настоящим (и не говорить: "А король-то голый"). И в этой ситуации архиереям, которые заслуженно могут пользоваться духовным авторитетом, всё время приходится доказывать, что они - "не верблюды" (сорри, не разделяю идею, что все иерархи - монстры и самодуры, поскольку мне лично знакомы и другие примеры... хотя архиерейская проф. деформация порой подкрадывается и к лучшим из них ;)).

И смысл создания системы психологической реабилитации пострадавших клириков как раз и заключается том, чтобы не оставаться наедине со своими проблемами (не только пострадавших от алкоголизма и выгорания - священство как профессия вообще находится в максимальной "зоне психологического риска", но в отличие от тех же психологов, психиатров, врачей и т.д. подготовки к этим рискам у них - никакой... а надежда, что Господь защитит от всех пастырских травм и искушений, далеко не всегда срабатывает).

P.S. А курсы "Как клирику выжить под властью..." порой провожу, но неформально - не испрашивая архиерейского благословения)))
triponaciy
1 фев, 2014 17:46 (UTC)
но неформально
Да -да, именно )
Думаю, у тебя явное противоречие : на той стадии существования системы, которую ты сама замечательно характеризовала, невозможно что-то серьёзное сделать формально , открыто и сверху ( ну , или в полноценным участием этого "верха") ,иначе это просто была бы более ранняя стадия. Я рад буду ошибиться, но....
silenza
2 фев, 2014 04:29 (UTC)
Re: но неформально
Да нет тут никакого противоречия. На стадии бюрократической деградации организация практически не обращает внимания на содержательную сторону деятельности - и можно протащить всё что угодно, если оно не посягает на "устои" и формальную власть. Особенно, если упомянутый "верх" неоднороден и разобщён собственными противоречиями (как в нашем случае ;))

В принципе, даже в организационном консалтинге, если организацию (в существующем виде) уже не спасти, то можно вывести всю содержательную часть в проектные группы (напоминаю - в больших организациях всегда остается некий процент инициативных и дееспособных людей, затаившихся от "системы"), и тогда после обвала бюрократии останется не "выжженная земля", а организация в стадии "Младенчества" (а если сразу влить ресурсов - то и "Давай-давай").

Понятно, что на церковную организацию (по ряду причин) это можно спроецировать с изрядной поправкой. Но суть остаётся - содержательная часть деятельности (которая декларируется и "бюрократией") уходит в проектные группы и на "низовой" исполнительский уровень.
Собственно, это уже и происходит (та самая "трава, пробивающаяся сквозь бетон").
triponaciy
2 фев, 2014 08:16 (UTC)
Re: но неформально
Будем надеяться, что я ошибаюсь, а ты права))
silenza
2 фев, 2014 12:12 (UTC)
Re: но неформально
На том и порешим)))
А жизнь покажет.
karmoputnik
30 янв, 2014 07:17 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Плюсую вами сказанное и жду подборочку - размножу по соцсетям.
silenza
30 янв, 2014 19:23 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Обязательно сделаю и выложу в сообществе.
vja4eslavs
30 янв, 2014 08:23 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
надо сказать, что "пройти терапию" для 12 шагов этого мало. Необходимо еще посещать группы АА по месту жительства или служения. Работать по программе с наставником и помогать другим - делиться опытом. Не жить изолированно. Иначе возможны рецидивы.
silenza
30 янв, 2014 19:16 (UTC)
Re: нужна совсем другая церковь
Несомненно - но для того, чтобы организовать последующее общение прошедших программу реабилитации, уже не требуется начальственного соизволения. Но мне кажется, тут основное преимущество в том, что в процессе излечения эти священники ежедневно служат - а этого самовольно не организовать.

Edited at 2014-01-30 19:24 (UTC)

Метки

Календарь

Июль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel