Thomas Cranmer (thomas_cranmer) wrote in christ_civ,
Thomas Cranmer
thomas_cranmer
christ_civ

Бог с кнопкой

"На прошлой неделе была серия публичных лекций в Университете Окленда. На этот раз доктор Эйлисон Гопник говорила о том, чему мы можем научиться у детей младше 5 лет.

Один из самых интересных экспериментов: ассистент приносит четырехлетнему ребенку сложную игрушку и уходит. Ребенок целых полчаса исследует все возможности игрушки. Потом тот же ассистент приносит ту же игрушку другому четырехлетке, но на этот раз объясняет: если надавишь вот здесь, она запищит. В этом случае ребенок целых полчаса давит и слушает писк, не интересуясь, на что еще годится игрушка.

Порой я думаю, что как раз это Церковь сделала с Богом. Мы объяснили людям, что Бог – это такая игрушка, которую надавишь вот здесь, и она запищит. Ты давишь – Он пищит. Или наоборот
" (St Matthew-in-the-City via Tapirr).

По-моему, наблюдение настолько же гениальное, сколь и очевидное для любого, кто хоть раз сталкивался с церковным христианством и с детьми. Я бы добавил по этому поводу еще пару вещей:

1. Для того, чтобы ребёнок (или неребёнок) начал тупо жать на одну и ту же кнопку писка ради, ему даже объяснять про неё не обязательно. Зачастую он сам её, эту кнопку, находит - и жмёт на неё, жмёт, жмёт, совершенно не интересуясь всем остальным. Первоначальные запросы слишком низкие, первый контакт достаточно интересен, желание искать и исследовать и познавать достаточно невелико, ну и вообще лучше pie in the sky when you die синица в руках.

2. Есть две системы воспитания, которые нельзя примирить идейно, но можно смешивать в различных пропорциях, хотя для этого нужна известная воля. Первый подход - это дозволять ребёнку максимум, смягчая лишь наиболее радикальные последствия его действий. Типа, сам набьёт шишек - быстрее и надёжнее во всём разберётся. Второй - это максимально ограждать ребёнка от всего и вся, оставляя разумение доброго и лукавого на более сознательный возраст (я лично убеждён, что такого возраста не бывает вообще), когда воспитание обеспечит надёжную базу для личного выбора.

Так вот, многие из современных версий церковного христианства (причём эти версии совершенно кросс-конфессиональны) - это второй подход в самом экстремальном виде, причём вообще не предполагающий какого-то момента взросления и перехода к самостоятельности. Кольцевые стены (Писание, соборы, мнение отцов, благочестивый обычай, совет духовника и т.п.) охватывают и строго направляют любые проявления религиозной интуиции. В итоге же тот орган, которым не пользуются, постепенно просто-напросто атрофируется. Ну а мыслительные способности - нет, они не отмирают. Они просто приучаются жить и действовать (порой очень эффективно) вне всякой связи с верой. Наверное, нет ничего, более опиумного для мозга и сердца, чем подобный церковный атеизм, где Бог, хотя и охотно "крестится двема персты", но ни во что другое не вхож.
Tags: психология, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments