?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

E-mail животворящий

Случайно обнаружила вчера, что св. Матрона Московская приобщилась к техническому прогрессу и теперь принимает прошения по электронной почте:

Имеющие упование в ходатайстве и заступничестве  св. прав. блж. Матроны Московской перед Господом, пишите на электронный адрес монастыря: matronushka@gmail.com или 109147, Москва, ул. Таганская, д. 58 и Ваши письма будут возложены к мощам св. прав. блж. Матроны Московской.

(с сайта Покровского монастыря)

(хотя, может, это я чего-то не понимаю, и возложение распечаток e-mail'ов к мощам является канонической практикой почитания святынь?)

И в связи с этим чудесным во всех отношениях примером  подумалось мне, что пора уже устраивать «выставку достижений православного хозяйства», объединяющую наиболее выдающиеся примеры «православного язычества», одобренные нашей церковью.

Так что, уважаемые отцы, братья и сестры, если вам попадались яркие образчики легитимного обрядоверия – прошу поделиться. Народ должен знать свои святыни!
(а потом и конкурс можно будет устроить – на самое выдающееся достижение «альтернативного православия»).

Конечно, я понимаю, что разговоры про обрядоверие – это банальность, и все мы к нему как-то притерпелись. Но, может, зря притерпелись? Потому что чем дальше – тем больше оно занимает место собственно Православия.

И скоро будет примерно так:

[Г.Л. Олди «Армагеддон был вчера». Как бы фантастика;)]

«Умываться холодной водой не хотелось, а газовая колонка упрямилась, наотрез отказываясь воспылать — ее не устраивал напор воды в трубах. Проклятия и физическое воздействие результата не возымели, так что пришлось, стеная, тащиться на кухню, ставить в красном углу одноразовую иконку св. Никиты Новгородского, а после еще и возлагать на жертвенную конфорку-"алтарку" кусок сдобной ватрушки с творогом и изюмом (просвиры у меня вчера закончились). Для пущей убедительности я вдобавок, когда возжег огонь, капнул постным маслом каплю на плиту, каплю на пол и две капли в кухонную раковину-мойку

Так и не придя к окончательному выводу, я вспомнил, что в районной поликлинике у врача-окулиста вчера должен был состояться розыгрыш лотерейного молебна Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам. Надо бы заглянуть, справиться о результатах. До чертиков надоело очки носить, от контактных линз меня воспаление, а на персональный молебен я денег сроду не наскребу. Конечно, рассчитывать влететь в «трех праведников из тысячи» не слишком умно, но что делать?»

(Г.Л. Олди «Армагеддон был вчера». Как бы фантастика;))


Во всяком случае, одноразовые иконки уже есть в продаже в любом газетном киоске

Фото34

Ну как, соберём коллекцию для жаждущих чудес оптом и в розницу?

Комментарии

silenza
13 окт, 2012 11:33 (UTC)
Re: почему язычество?
Я "сурова" именно потому, что именно в отношении к святыням и ритуалу, как мне кажется, проходит граница между верой и суеверием. И не только в нашей церкви, конечно - во все времена Бог призывает людей верить, а им нужно что-то более осязаемое и практичное (и они сотворяют очередного кумира).

Согласна, что святость предметов и таинств имеет онтологический характер, и иногда Благодать действует даже вопреки воле приступающего к святыне. Но чаще бывает наоборот. Возможно, "случаи обращения, приведения к вере действием реликвий и икон" действительно бывали (никогда такого не видела, но допустим...). Но гораздо больше случаев, когда вера в Бога подменяется верой в автоматическую раздачу благодати всем приложившимся, когда формируются ритуалы, в которых Богу места нет - и их заучивают и истово исполняют, чтобы нашаманить себе желаемого.

"Живая народная вера", говорите? Да-да, все эти Матронушки, волшебные чугунки на голову, рецепты размножения "благодатных сухариков" и поедания освященной земельки с благодатных могилок, и прочая "проктология" (с) - кому какую свечку поставить и сколько раз (и ни в коем случае - не левой рукой;))... "В Пасху все подставляют яйца" - а потом идут "разговляться", не дожидаясь Воскресения Христова (а наутро с похмелья едут с этими яйцами на кладбища - "похристосоваться" и бухнуть с покойниками). И при этом считают себя православными - ведь яйца-то они освятили ;))

Наиболее продвинутые адепты "народной веры" и к мощам приложатся (по списку - к каким от чего), и детей причастят (со словами "Сейчас батюшка даст тебе компотика, чтобы ты не болел" - серьёзно, сама такое слышала!), и сами от "волшебной еды" не откажутся (причём нет особой разницы между Причастием и яблоками в Яблочный Спас). Ну покажите же мне хоть каплю веры в этом море суеверия!

И, кстати, мне совершенно не нравится "видеть в церкви набор застывших правил" (может, я не интеллигент? ;)) Напротив, нередко я вижу, что ритуал становится таким же идолом, как "святыньки" - вижу остекленевшие глаза чтецов, впадающих в транс (может, они и в глубокой молитве пребывают, а может, мечтают, как провести остаток уик-энда... но в произносимых словах их точно нет), вижу людей, исподтишка щипающих своих детей, чтобы те смирно выстояли службу... уж лучше бы они не знали, "как положено", может, и нашли бы что-то настоящее...

И я точно знаю, "что положено" - положено возлюбить Бога и возлюбить ближнего как самого себя. Но когда фокус внимания людей церковных смещается на ритуалы и формы поклонения, то Бог и ближние становятся чем-то второстепенным... Да, Церковь сохраняет суть Веры и Предания - но формы гораздо более востребованы народом. И когда священноначалие и клир поддерживают сохранение форм (а то и создание новых ритуалов), не напоминая о сути - Церковь перестаёт быть Церковью Христовой.

Edited at 2012-10-13 11:35 (UTC)
asimsky
13 окт, 2012 14:53 (UTC)
Re: почему язычество?
Меня не стоит убеждать во вторичности ритуалов так как я вообще баптист :-). Но в православии обряды важны и далеко не второстепенны. Само название "православие" означает собрание тех кто "правильно славит" Бога, подразумевая, что это важно. На множестве соборов (а православные верят в правильность и святость их решений) провозглашается спасительность как православных догматов (вероучения), так же и богослужения и ритуалов. Без веры в спасительность ритуалов вся эта глубокая и красивая традиция просто перестала бы существовать - так как обряды слишком трудны, чтобы им следовать просто для удовольствия. Кстати, если Вы начнете подробно изучать обряды, Вы увидите, что они пронизаны Евангельским духом и символизмом. Так что если иконы - это Евангелие образа, то обряды - это Евангелие жеста и действия (ну и слова тоже). Вообще вся сила христианства в том, что оно с первых шагов было не элитарным, а близким простому, совершенно необразованному человеку. Естественно, что Вас простонародная вера отталкивает, но я никогда не поверю, что эти люди не верят во Христа. Критика обрядоверия несет и духовные опасности так как чревата осуждением братьев во Христе. Ведь если реально существует грань между верой и суеверием, и церковное руководство само не способно ее определить, то кто это будет делать? Вы сами? Или Вы найдете единомыслящего батюшку и замкнетесь на нем? Но ведь заповедь возлюбить ближнего относится и к тем кого Вы критикуете. Не мне Вам советовать как жить, но не стоит забывать, что христианский путь - это путь страдания, причем именно страдания за убеждения (а не от болезни). То, что общество в целом отвергает Христа - это нормальное явление и массовая церковь обязательно несет на себе печать этого отвержения. Но все же ваша участь как христиански гораздо лучше, чем скажем в советское время. У Вас гораздо больше возможностей для служения, так стоит ли фиксироваться на критике других?

silenza
13 окт, 2012 17:41 (UTC)
Re: почему язычество?
А забавный у нас с Вами диалог получается: баптист убеждает православную в пользе обрядоверия:))
Кажется, Вы приняли меня за воинствующую неофитку? Это не совсем так)) За четверть века, что я принадлежу к в Православной церкви, я успела немного изучить обряды и разобраться в их символизме :)
Но мне кажется, говоря об обрядах, Вы смешиваете богослужение (действительно пронизанное Евангельским символизмом) и народные суеверия (пронизанные языческими традициями). И не все обряды одинаково полезны))

У нас нет веры в спасительность ритуалов - есть вера в то, что спасает Бог. А богослужение может сокращаться, видоизменяться (и вообще, в разных поместных церквях - разные традиции богослужения, что не мешает нам состоять в каноническом общении). А обрядоверие страшно именно тем, что человек начинает надеяться именно на ритуал, забывая о смысле происходящего.

При этом к православной богослужебной традиции я отношусь вполне трепетно, потому что мистерии наши действительно не случайны и обращены не только к разуму, но и к душе, и к телу - раз мы "всеми чувствами согрешаем", то все они в церкви должны и восстанавливаться. Поэтому протестантизм во всех его проявлениях мне совершенно не близок - есть ощущение, что стремясь к евангельской простоте, тут "вместе с водой выплеснули и ребенка".

А отталкивает меня не "простонародная вера" (которая как раз бывает гораздо круче моей, поскольку мне вообще не дан дар безусловной веры - я до всего докапываюсь и во всём стараюсь разобраться и убедиться). Отталкивает подмена веры суевериями - потому что грань между ними реально есть, и она вполне отчетлива (впрочем, в святоотеческой традиции эта тема подробно разобрана - не буду углубляться).

Церковное руководство, может, и способно ее определить, но ему это невыгодно (в прагматическом плане), поскольку суеверие гораздо доходнее. И, к сожалению, в посленее время я замечаю, что эта подмена всё больше культивируется священноначалием (и патриархом лично). Могу обосновать этот тезис на многочисленных примерах (которые, впрочем, многим в этом сообществе известны - особенно тем, кто тоже принадлежит к РПЦ МП).

И к тем, чьи действия я критикую, я как раз отношусь с любовью и сочувствием - я же среди них живу, в церковь с ними хожу и т.д. И при случае я всегда стараюсь им помочь (не критикой, а объяснениями;)). Но некоторым проще придерживаться обрядовости, ни во что не вникая, и это их выбор. Если бы не относилась к ним с любовью - мне было бы вообще безразлично, во что они там верят, и куда их эта вера приведёт... И безразлично было бы, что в церкви становится дурной традицией наживаться на суевериях, вместо того, чтобы вспомнить "Идите и научите..."
При этом есть немало священников, которые по мере сил стараются как раз научить догматам веры - но нередко они подвергаются гонениям от своих же коллег и от священноначалия (поэтому нередко в конце концов они сдаются и больше не высовываются, служат требы и молчат).

Вы говорите: "никогда не поверю, что эти люди не верят во Христа". Конечно, в сердце может только Бог заглянуть, но достоверно знаю, что среди них много тех, кто ни разу не читал Евангелия, а есть и те, кто думает, что Троица - это Христос, Богородица и св. Николай Чудотворец (потому что у нас часто такие триптихи продают).

Вы живете в Бельгии и, наверное, уехали туда довольно давно, и то, что происходило с нашей церковью в последние лет 20, представляете себе приблизительно. А изнутри РПЦ масштабы бедствия, к сожалению, очевидны... И в каком-то смысле ситуация хуже, чем в советское время - потому что сейчас культивируется лубочное гос. православие, много внимания обращается на внешнюю сторону (на количество построенных храмов, на массовость митингов молебнов и демонстраций крестных ходов), а верить при этом как бы и не обязательно...

Edited at 2012-10-13 17:44 (UTC)
asimsky
13 окт, 2012 18:09 (UTC)
Re: почему язычество?
Ну не надо уж так грустно, Господь Вас любит :-).
silenza
13 окт, 2012 18:12 (UTC)
Re: почему язычество?
Я в курсе :) Он всех нас любит.
(и это было не грустно. а возмущённо)))
asimsky
13 окт, 2012 18:20 (UTC)
Re: почему язычество?
Ну вот а я расстроился . . .
silenza
13 окт, 2012 18:56 (UTC)
Re: почему язычество?
Не растраивайтесь :)
Ведь, в общем-то, всё идёт по плану - от апостасии нам по-любому не увернуться
(но я всё время об этом забываю ;))
thomas_cranmer
17 окт, 2012 20:09 (UTC)
Re: почему язычество?
Силенца, ваш диалог с Асинским - это самое интересное и здравое (а, значит, и радостное), что я читал в ЖЖ за долгое время.

И я думаю, что вы оба правы: Асинский - по сути вопроса, а вы - феноменологически. Действительно ведь, а почему пояски, частички и земельки - это плохо? Ценность христианства для человека, среди прочего, веками состояла в том, что человек ощущал Бога близким именно к нему, к его коровам и козам, его потерянной шапке или разболевшейся ноге. Вообще, любая массовая этически-ориентированная религия становится таковой не в последнюю очередь из-за интуитивного ощущения людей: Бог близок, Он в каком-то смысле "как мы" и Ему не всё равно. Это ощущение Слова, которое "раскинуло шатёр среди нас", "стало плотью". Даже в исламе за века бурным цветом расцвели все возможные и невозможные формы народного благочестия, включая де факто мощи и иконы.

Фишка в том, что в христианстве весь сей пышноцвет зародился и разросся в эпоху до СМИ. Сто лет назад народная религиозность носила, в общем и целом, индивидуальный или узко-местный характер. Жители деревни Малые Бугры знали, что на Покров рубят капусту, а старый образ Николы Угодника помогает от колорадского жука. Разумеется это никак не мешало им быть христианами. Но прошло время, и возросшая мобильность населения и СМИ обнаружили всё пестроту и многообразие форм народной религиозности. То, что в определённой микрокультуре имело и место, и историю, и резон, будучи вырванным из местного контекста стало казаться смехотворным. Ещё более смехотворными оказались попытки защитить дорогие кому-то обычаи, возведя их на более высокую ступень авторитетности.

Представьте, что некий Ваня помолился перед иконой Богородицы, и Она ему помогла. Ваня рассказал это родне - рассказал в меру своего понимания духовных процессов и владения языком. "Казанская Божья Мать, что в Малых Буграх, от водянки вылечила!" Очевидно, что подобная, скажем так, упрощённая трансляция события даже в самом небольшом социуме способна привести к когнитивным искажениям. Что же будет, если духовный опыт Вани растиражировать через СМИ? А будет вот что. Интуитивно понятный (и логически доказуемый) разрыв между событием исцеления и Ваниным его изложением и интерпретацией породит недоверие, а то и подозрение в сознательном обмане. А дальше - одни сделают выводы, что "попы народ дурят", а другие - что "суеверия Евангелие закрыли". И никому нет дела, что Ваня, пока Богородице молился, и в грехах покаялся, и лучше стал, и вообще, по-баптистски говоря, духовное возрождение пережил. Но он это и умом-то не понял, а уж пересказать подобное мало кто вообще способен.

Наверное, можно руководствоваться словами ап. Павла про то, что если хорошая вещь кого-то соблазняет, то ну её, эту вещь хорошую, в баню. Но нынешние средства социального сообщения таковы, что тебе надо быть слитком золота, чтобы никого не соблазнять - ведь на тебя смотрит в сто раз больше народу, чем сто лет назад. Но соблазнять-то всё равно плохо, да? Вот и крутимся мы в этой дилемме - как соединить в едином медиапространстве сотни субкультур, вер и суеверий.

Я, Силенца, в этой ситуации разделяю скорее вашу позицию - потому что православный, живу в России и образованием не обижен. Но я могу отнести к себе замечание Асинского: моё отношение к народной религиозности, моё согласие с вами, обуславливается интеллектуальными и культурными, но не собственно религиозными причинами. Другое дело, что, с моей точки зрения, граница между культурным и религиозными более чем зыбка.

Ну, ещё раз - вы оба большие умницы.
(Анонимно)
17 окт, 2013 10:02 (UTC)
Re: почему язычество?
Ваша "суровость" это по сути собирание на собственную голову горячих угольев посредством осуждения того, чего вы не знаете и знать не можете.
silenza
17 окт, 2013 10:14 (UTC)
Re: почему язычество?
А откуда Вам известны пределы моего познания?

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel