?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

E-mail животворящий

Случайно обнаружила вчера, что св. Матрона Московская приобщилась к техническому прогрессу и теперь принимает прошения по электронной почте:

Имеющие упование в ходатайстве и заступничестве  св. прав. блж. Матроны Московской перед Господом, пишите на электронный адрес монастыря: matronushka@gmail.com или 109147, Москва, ул. Таганская, д. 58 и Ваши письма будут возложены к мощам св. прав. блж. Матроны Московской.

(с сайта Покровского монастыря)

(хотя, может, это я чего-то не понимаю, и возложение распечаток e-mail'ов к мощам является канонической практикой почитания святынь?)

И в связи с этим чудесным во всех отношениях примером  подумалось мне, что пора уже устраивать «выставку достижений православного хозяйства», объединяющую наиболее выдающиеся примеры «православного язычества», одобренные нашей церковью.

Так что, уважаемые отцы, братья и сестры, если вам попадались яркие образчики легитимного обрядоверия – прошу поделиться. Народ должен знать свои святыни!
(а потом и конкурс можно будет устроить – на самое выдающееся достижение «альтернативного православия»).

Конечно, я понимаю, что разговоры про обрядоверие – это банальность, и все мы к нему как-то притерпелись. Но, может, зря притерпелись? Потому что чем дальше – тем больше оно занимает место собственно Православия.

И скоро будет примерно так:

[Г.Л. Олди «Армагеддон был вчера». Как бы фантастика;)]

«Умываться холодной водой не хотелось, а газовая колонка упрямилась, наотрез отказываясь воспылать — ее не устраивал напор воды в трубах. Проклятия и физическое воздействие результата не возымели, так что пришлось, стеная, тащиться на кухню, ставить в красном углу одноразовую иконку св. Никиты Новгородского, а после еще и возлагать на жертвенную конфорку-"алтарку" кусок сдобной ватрушки с творогом и изюмом (просвиры у меня вчера закончились). Для пущей убедительности я вдобавок, когда возжег огонь, капнул постным маслом каплю на плиту, каплю на пол и две капли в кухонную раковину-мойку

Так и не придя к окончательному выводу, я вспомнил, что в районной поликлинике у врача-окулиста вчера должен был состояться розыгрыш лотерейного молебна Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам. Надо бы заглянуть, справиться о результатах. До чертиков надоело очки носить, от контактных линз меня воспаление, а на персональный молебен я денег сроду не наскребу. Конечно, рассчитывать влететь в «трех праведников из тысячи» не слишком умно, но что делать?»

(Г.Л. Олди «Армагеддон был вчера». Как бы фантастика;))


Во всяком случае, одноразовые иконки уже есть в продаже в любом газетном киоске

Фото34

Ну как, соберём коллекцию для жаждущих чудес оптом и в розницу?

Комментарии

thomas_cranmer
17 окт, 2012 20:09 (UTC)
Re: почему язычество?
Силенца, ваш диалог с Асинским - это самое интересное и здравое (а, значит, и радостное), что я читал в ЖЖ за долгое время.

И я думаю, что вы оба правы: Асинский - по сути вопроса, а вы - феноменологически. Действительно ведь, а почему пояски, частички и земельки - это плохо? Ценность христианства для человека, среди прочего, веками состояла в том, что человек ощущал Бога близким именно к нему, к его коровам и козам, его потерянной шапке или разболевшейся ноге. Вообще, любая массовая этически-ориентированная религия становится таковой не в последнюю очередь из-за интуитивного ощущения людей: Бог близок, Он в каком-то смысле "как мы" и Ему не всё равно. Это ощущение Слова, которое "раскинуло шатёр среди нас", "стало плотью". Даже в исламе за века бурным цветом расцвели все возможные и невозможные формы народного благочестия, включая де факто мощи и иконы.

Фишка в том, что в христианстве весь сей пышноцвет зародился и разросся в эпоху до СМИ. Сто лет назад народная религиозность носила, в общем и целом, индивидуальный или узко-местный характер. Жители деревни Малые Бугры знали, что на Покров рубят капусту, а старый образ Николы Угодника помогает от колорадского жука. Разумеется это никак не мешало им быть христианами. Но прошло время, и возросшая мобильность населения и СМИ обнаружили всё пестроту и многообразие форм народной религиозности. То, что в определённой микрокультуре имело и место, и историю, и резон, будучи вырванным из местного контекста стало казаться смехотворным. Ещё более смехотворными оказались попытки защитить дорогие кому-то обычаи, возведя их на более высокую ступень авторитетности.

Представьте, что некий Ваня помолился перед иконой Богородицы, и Она ему помогла. Ваня рассказал это родне - рассказал в меру своего понимания духовных процессов и владения языком. "Казанская Божья Мать, что в Малых Буграх, от водянки вылечила!" Очевидно, что подобная, скажем так, упрощённая трансляция события даже в самом небольшом социуме способна привести к когнитивным искажениям. Что же будет, если духовный опыт Вани растиражировать через СМИ? А будет вот что. Интуитивно понятный (и логически доказуемый) разрыв между событием исцеления и Ваниным его изложением и интерпретацией породит недоверие, а то и подозрение в сознательном обмане. А дальше - одни сделают выводы, что "попы народ дурят", а другие - что "суеверия Евангелие закрыли". И никому нет дела, что Ваня, пока Богородице молился, и в грехах покаялся, и лучше стал, и вообще, по-баптистски говоря, духовное возрождение пережил. Но он это и умом-то не понял, а уж пересказать подобное мало кто вообще способен.

Наверное, можно руководствоваться словами ап. Павла про то, что если хорошая вещь кого-то соблазняет, то ну её, эту вещь хорошую, в баню. Но нынешние средства социального сообщения таковы, что тебе надо быть слитком золота, чтобы никого не соблазнять - ведь на тебя смотрит в сто раз больше народу, чем сто лет назад. Но соблазнять-то всё равно плохо, да? Вот и крутимся мы в этой дилемме - как соединить в едином медиапространстве сотни субкультур, вер и суеверий.

Я, Силенца, в этой ситуации разделяю скорее вашу позицию - потому что православный, живу в России и образованием не обижен. Но я могу отнести к себе замечание Асинского: моё отношение к народной религиозности, моё согласие с вами, обуславливается интеллектуальными и культурными, но не собственно религиозными причинами. Другое дело, что, с моей точки зрения, граница между культурным и религиозными более чем зыбка.

Ну, ещё раз - вы оба большие умницы.

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel