triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Печерские трапезы. часть 3.

Первая часть nbsp;  

Вторая часть 


Когда в 80е я начал ездить в Печерский монастырь, Псковским архиереем был митрополита Иоанна, бывшего в юности иподьяконом у патриарха Тихона. Он был стар и тих. Как-то , во время его приезда я зашёл в алтарь перед общим причастием и увидел митрополита сидящим у дьяконских боковых дверей на стуле: маленький, уставший старичком без тени блеска, вокруг него не роились иподьяконы и отцы, коих в алтаре было много, все занимались чем-то своим, забыв об архиерее, а он и рад был отдохнуть в уголке. Ездил , насколько помню, митрополит на ЗИМе или чём то таком большом, старом, чёрном и блестящем. И смотрелось это в монастыре куда стильнее, чем настоятельские новые Волги. В монастырские дела он не лез совсем, оставался на праздничные трапезы , но после них максимум поздравлял с праздником и давал личные благословления присутствующим.
Поколение рождённых и воспитанных до революции уходило, я застал его лишь краешком, на излёте. …
На смену митрополиту Иоанну прислали тогда ещё не старого и вполне амбициозного архиепископа Владимира , нынешнего питерского митрополита. Владыка послужил во многих странах, он был энергичен и довольно общителен. Псковской интеллигентской элите хотел показать, насколько он ближе к ним, чем к «этим попам», но не сказать, что интеллигенция приняла его. …После одной из монастырских трапез владыка взял слово , оно было обширным, он рассказывал Печерским монахам о своей службе в разных странах:



- Когда я служил в Германии, одна старая прихожанка из дореволюционных русских дворян подходила к кресту , и вдруг отшатнулась не поцеловав мне руку. Потом она подошла и извинилась: «Простите, я подумала, что у вас грязные руки, а это у вас волосы на руке растут» . С тех пор, уважаемые отцы и братия, я брею руки! Священник и монах не должен смущать людей своей неопрятностью. Наш внешний вид, облик, если не сказать - образ, должен быть безупречен!


«К чему это он ?» - уныло думали многие из присутствующих . Впрочем, кажется понятно: баня в монастыре была раз в две недели, ни о каких душевых кабинах и речи не было, а многие отцы, не говоря уж о послушниках, работали физически, причём, некоторые и на коровнике. Дальше мысль владыки дошла до кульминации:
- Отцы! Я служил в Англии, а знаете , как по-английски будет монах? Friar! Мы знаем это слово в русском языке в другом значении, но , я вам скажу так: каждый монах должен быть фраером! Т.е. быть чистым, опрятным, элегантным! – по братии прокатилось невнятное шевеление – Это мой пастырский завет вам! И ещё , вот: здесь , в трапезной мы можем обсуждать наши монашеские вопросы , и я не думаю, что присутствие здесь мирян , рабочих к месту, поэтому прошу отца наместника ликвидировать этот стол – и владыка простёр свой перст в сторону нашего стола.
Указание было выполнено. Паломников и трудников ( называемых с лёгкой издёвкой «трутниками») выселили, из мирян в трапезную стали пускать лишь белое духовенство. А по монастырю ещё долго ходило обращение:
- Ну что? Фраерок? Пойдём навоз покидаем!
Так говаривали монахи послушникам , а те трудникам, многие из которых не знали истории происхождения сей присказки и удивлялись странности обращения.
Но со временем благочестивое желание владыки стали осуществляться, и спустя четверть века вполне можно сказать, что фраеров среди русских монашествующих явно стало больше.



Tags: 20 век, РПЦ, воспоминания, храмы и обители
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments