mikhail_bar (mikhail_bar) wrote in christ_civ,
mikhail_bar
mikhail_bar
christ_civ

О Лосском,личности и Личности.

Произвольность внесения Лосским в центр выстраиваемой им богословской системы понятия «Личность» и отождествления его с понятием «ипостась» уже многократно показана ( Шичалин, Шабхазян).
Но авторы, которые совершенно верно указывают на некорректность действий знаменитого патролога,
почему-то не задаются вопросом – каковы причины столь странного поведения человека,
чье глубокое знание святоотеческих текстов и укорененность в православную христианскую традицию
не подлежат сомнению. Почему В.Н. позволил себе такую «вольность», и , что не менее важно, почему эта интерпретация стала столь популярна в православном современном богословии ( и не только православном).

Так вот – эту личность, так ясно показанную русской литературой, Лосский в себе знал,
и знал ее как предельно глубокое «Я», без которого все мышление ( вкупе с «патрологией») – исчезает.
Но в «учении святых отцов» он эту «личность» найти не смог , в чем честно и признавался .
Не в силах отказаться от своей «личности», а это, по сути означает полную перестройку
( а может быть просто –крушение) всего самосознания, и не будучи в силах признать,
что у святых отцов нельзя найти ответа на этот запрос, Лосский придумал свою богословскую систему,
в которой личность оказывалась в самом центре богословия.
И это была замечательная попытка, предпринятая глубоко верующим и глубоко мыслящим человеком. Это попытка перебросить мост через пропасть, разделяющая мир секулярной культуры и мир веры, которые совмещены в одном сознании. Она может нас не удовлетворять по разным причинам,
но нужно хорошо понимать те исходные точки, которые делают эту проблему насущной
и актуальной вплоть и до сего дня. Востребованность текстов Лосского в свою очередь очень показательна.

Мы осознаем себя «личностью» и готовы верить в Бога, Который также – Личность.
Личность с личностью общаются,
Личность с личностью – договариваются,
Личность уважает «личность».
Но как нам быть, как можно даже допустить к порогу сознания такую мысль,
что и ты сам – не личность, а лишь «экземпляр», а Бог – вечная природа,
абсолютно несхожая с человеком ( как личностью).
Между тем, если мы будем без предубеждения читать тексты св.отцов,
то заметим, что они и человека и Бога мыслят прежде всего в категориях природы.
Если бы не было Христа, то ничего иного и не оставалось бы.
Христос вносит совершенно другой «расклад».
Он настолько другой, что потребовалось много сотен лет, чтобы это вошло в сознание.
Но тут случилось то что случилось: хотя проект «личность» невозможен без Христа,
он нашел свою реализацию на периферии или просто вне христианской Церкви как института.
Tags: богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments