reflechant (reflechant2) wrote in christ_civ,
reflechant
reflechant2
christ_civ

сомнения

Сейчас смотрю детектив. Нашли человека с амнезией. У него осталась семантическая память, моторная. Но он не помнит даже своего имени. И вдруг выясняется, что он совершил убийство.

Он будет наказан, хотя он другой человек. Технически убийство совершил он, а фактически - не он. От того человека, что убил, осталось только тело, а душу как бы перезагрузили.

Именно это ощущение я испытываю (в числе прочих) когда слышу про грехопадение и посмертное воздаяние. Адам и Ева что-то натворили, а я, пришедший из небытия, поставлен перед фактом: я от рождения должен, я испорчен, я в этой игре с отрицательным балансом, и если не буду тяжело работать, то будет вечное наказание. А если я никогда за всю жизнь не слышал про правила игры? И после этого мы говорим «фу» на предопределение. Может кто-то просто называет вещи своими именами? Выбора в чрезвычайно важном вопросе - хочу ли я жить вечно (и вообще жить) — нет. А почему жизнь должна рассматриваться как дар, а не как проклятие? Для большинства людей она именно проклятие. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь (Пс. 89, 10).



Кто-то что-то говорил про естественный закон, по которому будут судить язычников, не слышавших про Евангелие. Давайте я дам вам в руки свод законов шариата, а потом заявлю, что раз вы теперь с ними знакомы, то обязаны соблюдать. Закон надо ещё принять. В этом смысле вспомним перевод слова "завет" как "договор, соглашение". Слабый голос совести не выдерживает против общественного давления. А ребёнок очень внушаем. Да и почему он должен слушать свою совесть, которая доставляет ему некоторый дискомфорт при определённых действиях, и ради её слабого голоса жертвовать, скажем, жизнью? Он вообще не знает про совесть, он не знает про Бога.

А ведь есть ещё много людей в Церкви, которые действительно верят, но у них не получается ничего. Одни и те же грехи на исповеди, всё вертится по кругу.

Тем же самым авторитетом, которым родители внушают в наших странах детям что-то про Бога, в австралийских племенах детей учили есть человечину, в индейских - снимать скальп и пр. В таком случае мы либо должны с гневом отвергнуть вообще всякое слово из предыдущего поколения исходящее, либо не сметь судить людей за то, чему они были научены от других, в детстве. В таком случае легитимна только та вера, которая действительно от общения с Духом Святым. Как у св.Патрика, который без книг, в личных откровениях был научен вере, пока был в рабстве у ирландцев. И как верить просто Евангелию или Библии, без подтверждения? В книгах что-то написали. Да сколько религиозных трактатов на свете... про Озириса, про Тора, про Зевса... Определение апостола ("вера есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого") очень хромает. Почему тогда не Летающий Макаронный Монстр, не карты Таро, не чайник Рассела? А если вспомнить, что ради такой веры бросали младенцев Баалу... верить просто книге, просто рассказу, просто свидетельству — просто преступление.

Я не знаю насколько сильно Бог вмешивается в нашу жизнь, насколько помогает детям. Но голос нашей падшей природы, голос других людей, демонов чрезвычайно силён. К тому моменту когда я себя помню, уже осознавал себя как личность (примерно 6 лет), я уже был полон сильными и сложными страстями. Рассуждения о том, что дети до 7 лет ангелы и могут не исповедоваться, смешны.

Очевидно, что наше состояние очень сильно влияет на наши поступки и решения. Чем дальше мы живём, тем больше загоняем себя в тупик детерминированности, из которого под конец выйти можно только с помощью вмешательства извне. Но как это состояние образуется? Бытие определяет сознание и наоборот. Как милые младенцы вырастают в весьма гадких людей? Ребёнок слаб, ни о какой силе воли, и даже вообще воле, в его случае говорить не приходиться. Выходит, что в подавляющем большинстве случаев факторы, склоняющие ко злу, побеждают. И к тому моменту, когда человек может что-то изменить, он не хочет и не умеет, т.е. не может. Уже в ловушке своего состояния. Никакого выбора. Всё сводится к силе Божественного воздействия.

Почему было такое особое отношение к Патрику, такая помощь? Августин размышлял над этим и написал «о предопределении святых». Антоний молился об этом и получил ответ «внимай себе».

Надеюсь, я не прав и Бог другой, что его Замысел состоит не в том, чтобы поиграть в «хорошего и плохого копа», спасти тех, кого сам и выберет. Но большая часть т.н. Предания Православной Церкви представляет его именно таким и здесь самый главный вопрос: это педагогическая ложь или доказательство нелегитимности?

Tags: от святых до грешников, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments