Faith-Science.ru + Свет Разума (phoslogikis) wrote in christ_civ,
Faith-Science.ru + Свет Разума
phoslogikis
christ_civ

Categories:

Поможет ли семинарист, спешащий выступить с речью о добром самаритянине, нуждающемуся в помощи?

Originally posted by phoslogikis at Поможет ли семинарист, спешащий выступить с речью о добром самаритянине, нуждающемуся в помощи?
В 1973 году Джон Дэрли и Дэниел Бэтсон опубликовали одну из наиболее часто цитируемых в научной психологической литературе статей - "From Jerusalem to Jericho: A study of situational and dispositional variables in helping behavior" ("От Иерусалима к Иерихону: исследование ситуативных и диспозиционных параметров при оказании помощи"). Фактически это было воспроизведение притчи о добром самаритянине в современных условиях.



В группу испытуемых вошли учащиеся богословской семинарии, готовящиеся к служению (47 человек из Теологической семинарии Принстона). Семинаристов случайным образом распределили в две группы. Первой группе было дано задание подготовить публичную речь на тему о добром самаритянине. Второй группе была дано задание выступить с речью на тему - где служение может быть наиболее эффективным. После заполнения опросников, участникам (не всем сразу, а по мере проведения эксперимента) было объяснено, что из-за того, что в данном здании собралось слишком много людей, придется перейти из одного здания в другое, в котором выступить с речью. Была объяснена дорога. В это время производилось разделение участников на три группы по переменной "Время на выполнение задачи". (какой-то группе давалось достаточно времени на переход из одного здания в другое, другой - мало времени)
Каждому участнику третьей группы экспериментатор говорил, что времени в обрез, его уже давно ждут в другом здании и поэтому нужно поспешить, чтобы выступить с речью. Вторая группа получила условие "времени мало, но можно успеть", а первой группе было выделено достаточно времени на путь к новому месту выступления. 
На указанном пути из здания в здание был размещен "подставной пострадавший" - человек, прислонившийся к стене, с опущенной головой и закрытыми глазами. При приближении очередного участника он кашлял и изображал что ему плохо, если участник приостанавливался, он объяснял что у него заболевание органов дыхания и принятая таблетка не помогла почему-то. 
Перед экспериментом были выдвинуты следующие предположения:
а. Поскольку все семинаристы понимали, что участвуют в христианском служении, почти все должны остановиться и помочь человеку.
б. Остановятся для помощи те семинаристы, которые выступают с речью о добром самаритянине. 
в. Остановятся для помощи те участники, которые не спешат.
Однако, после проведения эксперимента стало ясно, что переменная "оставшееся время" сыграла решающее влияние на принятие семинаристами решений о помощи.
В первой группе - неспешащей - помощь оказали 63%
В третьей группе - опаздывающей на речь - помощь оказали лишь 10%. При этом некоторые буквальным образом перешагивали через лежащего человека.
Выводы исследования -
Если человек не спешит, он может оказать помощь пострадавшему. Если человек опаздывает на мероприятие, то он будет спешить по делам, а не помогать пострадавшему, даже если он спешит выступить с речью о добром самаритянине.
Размышления о притче о добром самаритянине у христианских семинаристов не увеличивают вероятность помощи пострадавшему, встреченному на дороге, в то время как фактор времени - спешка - приводит к снижению вероятности помощи пострадавшему.
Авторы делают вывод, что этика становится роскошью в нашем современном мире, где мы всегда опаздываем. А декларируемые убеждения, увы, могут прямо противоречить реальному поведению.

Источник

Tags: психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments