aisergey (aisergey) wrote in christ_civ,
aisergey
aisergey
christ_civ

Мини-эссе о системе.

  Пролог
        В разговорах о "расцерковлении" [1] или в критике "системы" [2], по-моему, не хватает очень важной составляющей - границ. Точнее, граница есть, но только с одной стороны - той, что подвергается критике. Да, в современной нам церковной системе слишком много продажности и произвола. Да, она очень холодная и бездушная, но чего же мы-то хотим? О какой церкви мы мечтаем? Понятно, что она должна быть доброй и мудрой, заботливой и внимательной. Таких прилагательных можно привести сотни, если не тысячи. И все они не дадут нам ответ на простой вопрос: что должно представлять из себя собрание верующих во Христа? Наверное, мы должны любить друг друга [3]? Но как быть с теми, кто любви не имеет? Должны ли они быть изгнаны из собрания? Так мы приходим к тому, что те, кто критикуют систему, неминуемо вынуждены создавать свою. Например, панк, противопоставивший себя системе, обязательно должен выглядеть эпатажно, иначе какой же он тогда панк?!
        Для полноты картины необходимо упомянуть про еще одну возможность, которую можно назвать "синдромом идеалиста", - не примыкать ни к какой из партий, оставаться "выше" всякой системы. Мне эта позиция не подходит, т.к. абсолютно согласен с поэтом: "Если руки сложа, наблюдал свысока. А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом. Значит, в жизни ты был не при чем, не при чем".
        Если не можем сказать: "давайте создавать нечто бессистемное", значит, должны предложить свою систему! Какую? Посмотрим на эту проблему с разных точек зрения.

Взгляд сверху.
        Всё чаще в наше время приходится слышать критику осуществляемых в церкви реформ от людей без опыта управления крупными образованиями, людей без соответствующего государственного мышления! Как объяснить им, что одно дело советовать что-то у себя на кухне, когда твоя ошибка ни к чему не приведет, и другое - осуществлять реальные действия в масштабах страны! Когда ты окружен враждебной обстановкой, и существуют определенные могущественные силы, мечтающие развалить церковь. Когда целесообразность уже не пустое понятие пространства кухни, а важнейшая из реальностей настоящей жизни. Хорошо бы устроить общество на законах любви, но в нашу эпоху получить такое общество - утопия. Нам говорят про издержки системы, что где-то случается несправедливость. С болью в сердце признаемся - да, это так. Но мы делаем все возможное, чтобы этого не было. Увы, но после стольких лет безбожия, положительных результатов невозможно добиться сразу. Для этого нужно время! Какую же церковь мы строим? Для простоты, воспользуемся аналогией.
        В среде враждебного мира, чему можно уподобить церковь воинствующую? Структура ее подобна армейской. Во главе стоит верховный главнокомандующий (патриарх). Он управляет талантливыми и бескорыстными генералами (епископами). Те - мужественными патриотами-офицерами (это священники). Дальше идет сержантский состав (всякие клиросные и истовые прихожане). И в самом конце идут неуправляемые солдатские массы (простые прихожане и захожане, околорелигиозная интеллигенция). Для эффективного управления необходим свой язык - командный. Он не будет так изыскан, как в литературе или богослужении. Без излишней вычурности он сформулирует основные принципы функционирования системы, главное в нем - однозначность и техническая простота. Так, система справедливо считает, что не всякий офицер способен воспринять в полноте широкий охват стоящих перед церковью стратегических задач [4]. Поэтому только епископам доверено решать важнейшие церковные вопросы [5]. Что же касается сержантского и рядового состава, то из-за грубости нравов, приземленности интересов и необразованности, они никак не могут быть приравнены даже к офицерам [6]. Стоит ли удивляться тому, что народ не может по достоинству оценить осуществляемых сейчас реформ? Как когда-то не был понят гений Ганнибала, создавшего самую эффективную армию своего времени. Его войска почти разгромили аморфный и разлагающийся Рим с его иллюзорным величием. И пусть деньги были собраны у торгашей, не знавших ни совести, ни жалости. Ганнибал прекрасно понимал, что нанимающие его олигархи преследуют свои корыстные цели, что они не способны увидеть все величие и грандиозность создаваемой им армии. Но, победив Рим, вполне можно было обратить эту армию на своих нанимателей! Правда, несмотря на все его успехи, Ганнибалу не удалось победить Рим. Так пусть его поражение послужит нам уроком! Наша вертикаль должна быть безупречна - железная дисциплина и искренняя преданность вышестоящим должны стать залогом нашей победы!
        Чему еще можно уподобить церковь земную? Грех, поразивший всех без исключения, требует врачевания! Во главе нашей больницы стоит мудрый и опытный главный врач. Он руководит заведующими отделений - настоящими профессионалами своего дела, лучшими из лучших. Дальше следуют врачи - специалисты, получившие соответствующее образование. Низкоквалифицированная работа лежит на медицинских сестрах и нянечках. И на самой низкой ступени больные, - те самые, что нуждаются во враче. И как же печально видеть, что многие проходят мимо больницы, не понимая, что они серьезно больны. Запуская свою болезнь, они становятся смертельно опасны для тех, кто находится в больнице. Поэтому мы вынуждены ограждаться от мира стенами, и объявлять карантин - особый режим общения с миром греха и всяческой скверны. Все мы призваны к смирению перед лекарями наших душ, стараться в точности исполнять их предписания, употреблять выписанные ими лекарства как можно чаще!

Взгляд снизу.
        Какой еще есть вариант системы? Опять воспользуемся аналогией.
        Если взять образ войны, то кто выигрывает сражение, кто реально рискует своей жизнью и тащит на себе все "гениальные" задумки своих генералов? Рядовой! Это он должен "стойко и мужественно переносить все тяготы и лишения воинской службы" [7], это ему достаются пули снайперов и мины-растяжки. Поэтому рядовой должен быть, нет, не во главе системы, а в ее центре! И вся система строится вокруг этого центра. Ближе всех к центру сержантский состав и хозчасть, обеспечивающие рядовых всем необходимым. Следующим кругом идут офицеры, обязанные организовать максимальную безопасность уже не своего личного состава, а той центральной части, что составляет сердце системы (и за их безопасность ответить своей головой). И на самой периферии генералитет.
        Если взять образ больницы, то опять в центре оказывается тот, кто призван излечиться от своей болезни [8]. Нянечки и сестры - тот самый первый слой, который непосредственно помогает этим вонючим и искалеченным, гниющим и заразным. Врачи - ставят диагноз и проводят операции. Для того, чтобы они могли выполнять свои функции, для них строятся чистые и светлые ординаторские и операционные [9]. Еще дальше от центра находятся заведующие отделениями и главный врач. Их задача - обслуживание и обеспечение всем необходимым той системы, вокруг которой они располагаются [10].
        Но если делаем все мы, то стоит ли кормить "дармоедов"? (У культурного читателя прошу прощения, но это же грубый и неотесанный взгляд снизу!) Увы, не все так просто: "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их;" (1Фесс.5:12-13). Значит, придется их терпеть... Но зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, понадобится еще один взгляд.

Взгляд на реальную систему.
        Чтобы предложить свою систему, еще раз посмотрим на границы, и еще раз воспользуемся аналогией.
        У системы, построенной сверху, есть одна существенная черта - она склонна к тайне. Все негативное должно быть спрятано, а позитивное - выставлено наружу. Эта стерильность подобна экологически чистым электрическим машинам на аккумуляторе - капризным и изнеженным, не способным жить в жаре или на морозе. Эти машины имеют сложную и запутанную теорию по материаловедению, требующую огромного количества профессоров. И, несмотря на видимую чистоту в эксплуатации, исключительно грязные при изготовлении. У финансовой олигархии общественным провокатором является Джордж Сорос, а наша система была вынуждена завести своего в лице протоиерея Всеволода Чаплина [11]. КПД подобных машин получается крайне низким - не больше 15 процентов, но, если опутать рельсами и проводами все общество, есть надежда повысить его до фантастических 95!
        Система, построенная снизу, очень слаба, обладает маленьким углом обзора, в буквальном смысле этого слова - провинциальна. Попытки организовать домашний приход могут иметь успех только до первой коллективизации [12]. Этой системе недостает объединяющего начала.
        Так что же, опять иерархия? Опять мы пришли к вертикали власти? В каком-то смысле, да - это вертикаль. Только вектор у этой вертикали имеет противоположное направление. Это структура, где те, что "сверху", обслуживают центральную часть и получают от нее легитимность - "аксиос" и "аминь". Структура, принципиально отличная от иерархии, в которой низ обслуживает верх, смазывая его механическую составляющую. Верх, который со временем все равно заржавеет и сломается, и который рано или поздно рухнет и погребет под собою несчастный и ни в чем не повинный "низ" (поскольку плохо смазывал [13]). Альтернатива жесткой вертикали власти - сетевое общество.
        Сетью называется такое сплетение нитей, которое имеет множество узлов. В этой структуре не так просто сказать, что есть верх, а что низ, что главное, а что второстепенное. И если мы и говорим об иерархии, то только потому, что центральные части выделили еще один или несколько узелков со своими - сетевыми - задачами. Живое и органичное общество, с которого начинали апостолы и которое было заменено в "мирное время" на благополучную, сытую и устойчивую "симфонию".

Эпилог.
        Когда мы копаем целину, перевернутая земля источает благоухание и тепло. Такая земля полна жизни. А многолетняя грядка мертва. Когда переворачиваешь такую землю, от нее идет холод и равнодушие. В нашем мире нет экологически чистых технологий! Даже простая лопата и навоз со временем опустошают землю. Красивые и сочные помидоры с огородов без грамма химикатов содержат в себе смерть и являют нам результат эффективного выжимания соков земли. И выход для земли только один - дать ей отдохнуть от нас и наших эффективных технологий. Вертикаль, построенная сверху, оставит после себя только пустыню. Карфаген должен быть разрушен...

-----------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Размышления о расцерковлении" Игумен Петр (Мещеринов).
[2] "Очень маленькая вера" Журналист Дмитрий Соколов-Митрич.
[3] "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Иоан.13:35)
[4] Этим предложением я бездарно подражаю "Открытому письму сотрудников Минздравсоцразвития России Председателю Правительства РФ В.В. Путину по итогам Всероссийского форума медицинских работников"
[5] "Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления"
[6] "Устав Русской Православной Церкви"
[7] "Устав внутренней службы вооруженных сил СССР".
[8] "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом." (1Кор.1:26-29)
[9] Имеется в виду то, что местом работы (или служения) у священника является храм или монастырь. Он редко выбирается в те места, где собирается обычный люд, - туда, где осуществляется история общества. Историю, которую в любом случае делают "миряне" (плохо или хорошо).
[10] "Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий". (Лук.22:25-26)
[11] Очень интересный персонаж современного православного бомонда.
В канун Рождества 18.01.2011 дал громкое интервью о православном дресс-коде
В канун Пасхи 23.04.2011 опять громко пошумел про ночные клубы
Вряд ли это случайные совпадения. Интересно, а понимает ли отец Всеволод, что, со временем, чтобы вызывать у публики стойкий к себе интерес, ему придется все больше раздеваться?
[12] "Типовой Устав прихода Русской Православной Церкви"
[13] "Работать ли священнику на светской работе, чтобы не зависеть от прихода?" Протоиерей Андрей Ткачев 
Tags: РПЦ, аналитика, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments