Thomas Cranmer (thomas_cranmer) wrote in christ_civ,
Thomas Cranmer
thomas_cranmer
christ_civ

О двух религиозных взглядах на своё прошлое

"Любое старообрядчество стоит на том, что до некоего момента Ч, когда в жизнь господствующей Церкви были внесены непозволительные новшества, в Церкви все было хорошо. Это "все" приходится понимать слишком буквально и в явном противоречии с тем фактом, что если бы хорошо и на самом деле было "все", то и непозволительное новшество или вовсе бы не возникло, или было бы благополучно отторгнуто. Признать наличие каких бы то ни было системных и фундаментальных ошибок церковной жизни прежде момента Ч (не "ошибок вообще", а конкретных таких-то и таких-то ошибок с такими-то и такими-то конкретными каноническими последствиями) означает для "старообрядца" долбить отбойным молотком пол в собственном доме" (с) Григорий Лурье, к коему относиться можно как угодно, но мысль верная.

От себя могу добавить, что в религии часто встречаются следующие два типа отношения к прошлому: "старообрядческий" и "пророческий".

Поклонники первой концепции видят прошлое до себя в розовом цвете - всё было ништяк, древлее благочестие цвело и пахло, монахи были святы, цари добры, бабы сисясты, дети послушны, и боги ходили по земле, и звери умели говорить. Потом пришел злой дядька, святых развратил, ништяки зохавал, царей озлобил, баб остервозил, детей подсадил на пепси, богов прогнал, зверей заткнул, и почалась с тех пор та унылая жизнь, которую, собственно, мы можем вокруг и наблюдать.

Вторая концепция - изначально противоположность первой. В животе у крокодила всё было тускло и уныло, пока не пришел великий добрый дядька, всех научил, налечил, накурил, наставил и направил. И началась с тех пор жизнь-малина, а кто этого не понимает, тот невер, немоляка и вообще слеп на все три духовных ока.

Для тех, чья голова свободна от обеих вышеупомянутых схем, довольно очевидно, что духовная история рода людского состоит более, чем из двух периодов, да и в каждый момент истории в каждой из религиозных традиций полно и света, и тени, хотя перекосы бывают, и порой крутые. И хотя о причинах всех этих процессов можно писать тома, главная среди них одна - сам человек, внутри которого есть и свет, и тень, и чаще всего одновременно.
Tags: эфиопская церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments