Гек (gekelberefin) wrote in christ_civ,
Гек
gekelberefin
christ_civ

Причины веры

Размышления не исчерпывающие, однако.


Оригинал взят у kubischkin в причины веры
Наличие религиозных воззрений свойственно человеческой природе. Напрасно пытаются некоторые люди обнаружить доказательства существования духовных категорий в материальном мире. Как только человек разделил для себя мир материального и мир идеального, он стал рассматривать материальное объективно, так появились "материальные объекты". В мире духовного объектов не бывает, там все субъекты. То, что я хочу увидеть и для чего я это хочу увидеть имеет значение. Если я учёный и хочу, чтобы у меня получился органический синтез, то неважно, их каких соображений я начал свою работу. Стремление исцелить весь мир от болезней, а может, тщеславие, возможно, банальное выполнение работы чтобы обеспечить себя и семью. Но не так в мире идей. То что я вижу зависит от того, что я хочу и кем я стану. Вместо того, чтобы наблюдать итоговые спектры, ты уменьшаешься в размерах и сам становишься молекулой в этом водовороте. Вокруг тебя проносятся катализаторы, молекулы растворителя, побочные продукты. Ты в самой гуще процесса, больше не наблюдатель, но реагент.

Иногда можно услышать объяснения наличия у человека религиозных воззрений в страхе. Страх неизведанного заставляет человеческое сознание фантазировать в поиске исчерпывающих ответов. Это объяснение понятно. Тот же самый страх в некоторой степени руководил мной, когда я познавал мир уже глазами учёного. Достаточно тебе услышать, что есть-де методика в той области, в которой работаешь, но ты её не знаешь. И она мгновенно вызывает всё твоё внимание и интерес. Вы скажете, что это любознательность. Да. Но это ещё и страх остаться не у дел.

Однако у религии есть и иные причины кроме страха. Одна из них - привычная логика жизни. Мы знаем, что за всеми событиями, что происходят в мире стоит кто-то. Если меряешь спектр на ЯМР спектрометре, то меряет что? прибор. Но меряет кто? ты. Так и во всём остальном. Вопросы что и кто непосредственно осуществляет тот или иной процесс не отрицают друг друга, но дополняют. Мало того, приводят к куда более полному пониманию происходящего. Если сконструированная человеком машина не может просто так принять своё решение, к примеру, сама по себе поехать вспять, то почему ожидаем мы того же самого от окружающей нас природы? Так у всех явлений природы появляются те, кто за ними стоит. И как только мы спрашиваем себя, кто сотворил мир, то ответ приходит сам собой. Потом что Бог - это по определению творец мира. Как только мы называем себя творением, человечество - венцом творения и т.п., мы уже предполагаем что должен быть персонализированный Творец. И это не просто кульбит нашего языка. Это требование нашей человеческой логики.

Таким образом, то или иное одухотворение явлений материального мира может произойти даже и без страха. Предположить, что за необъяснимимы явлениями природы кто-то стоит чертовски логично, просто по-человечески. Мало того, идеальное объяснение будет куда более исчерпывающим чем любое материальное. Физические законы дают всего лишь некоторую причинно-следственную связь, приводя по цепочке от одной причины до причины причины и т.д. Но кто мне скажет почему в формуле E = hv соотношение именно такое? Почему именно такое значение имеет постояная Планка? Идеальное же объяснение явлений приводит в конечном счёте к акту воли личности. И тут уже последующие вопросы не уместны.

Ещё одна причина у религиозных воззрений - эстетика. Мы ведь любуемся миром и всём что в нём. В разной мере, конечно, так что возникает понятие красоты. Человек нуждается в красоте, а вера она красива. Вернее даже не она сама, а результата применения веры в тех или иных элементах человеческой деятельности и сознания. Не скрою, лично мне нравятся богословские формулировки, ход богословских размышлений. Я считаю их красивейшими продуктами человеческой мысли. Иные без ума от мифологий, житий святых. Ну и, конечно же, красота священого писания это всегда предмет восхищения. И далеко не всегда лицемерного.

Вот так я вижу для себя причины верить. Страх - низменное чувство. Представлять религию уделом трусов было бы люжью. Здесь я попытался выразить те две иные причины, которые я знаю не понаслышке. Безусловно, люди представляющие веру лишь продуктом страха вместо того, чтобы серьёзно разобрать явление пытаются его унизить, а значит, ни о каком объективном рассмотрении здесь речи быть не может.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments