?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

В спорах о возможности и целесообразности перевода богослужебных текстов на современный русский язык обе стороны подспудно предполагают, что корпус литургических и молитвенных текстов давным-давно завершён, и единственный вопрос - как его лучше законсервировать: в прозрачной стеклянной банке (сторонники перевода) или в непрозрачной жестяной (сторонники сохранения в неизменном виде). А о третьем пути - продолжить развитие этого корпуса, пополняя его современными молитвенными и литургическими текстами на актуальном русском языке - как-то забывают.

Я лично скорее против перевода, по крайней мере в стиле группы о.Георгия Кочеткова. Слишком большое расстояние отделяет нас от культуры, в которой сложились основные богослужебные тексты, чтобы надеяться навести мосты только за счёт языка. Возможно, несколько большую пользу принесла бы глубокая творческая переработка, но кто за неё возьмётся? Я считаю наиболее перспективным именно развитие корпуса молитвенных текстов за счёт нового творчества.

Чтобы не быть голословным, предлагаю оценить скромные результаты моей попытки создать свою версию утреннего молитвенного правила. Я пользуюсь этим правилом около года. Разумеется, я понимаю, сколь далеки плоды моего творчества от идеала, но, думаю, в качестве примера они будут небезинтересны. Специально отмечу: это не компиляция, составленная мною, а текст, написанный с нуля. Прошу любить и жаловать. Неспешное чтение занимает ровно 10 минут.




Новое утреннее молитвенное правило.

Царю Небесный. Трисвятое. Отче наш.
Символ Веры.


1.
Господи Иисусе Христе! Восстав от сна, я обращаюсь к Тебе вместе со всей Церковью Твоей, с народом Твоим, с учениками и друзьями Твоими: просвети нас, Христе, светом Твоим, посети нас, Господи, любовью Твоей. Обнови нас, Господи, помоги совлечься ветхого человека и соделай новым творением. Научи нас, Христе, любить Тебя и друг друга, открой нам пути правды Твоей. Даруй нам, Христе, радость Твою, да восхвалим Тебя, Благого. Умири ссоры среди нас, о Христе, погаси вражду, дай силы носить немощи друг друга. Соделай нас, о Христе, истинной Церковью Твоею, чтобы неверующие, видя дела наши, восхвалили Тебя и Отца. Очисти нас, Христе, от всякого греха, нечистоты и заблуждения, и яви Царствие Твое в нас и между нами. Аминь.

2.
Небеса и земля восхваляют Творца и Создателя своего, и я возвышаю свой голос вместе с ними. О, как прекрасны Твои дела, многомилостивый Боже! Ты создал этот мир, который хорош весьма. Ты создал нас свободными и щедро одарил нас, научив нас любить, радоваться и творить. Ты не оставил Твоё создание и после нашего грехопадения, но премудро и преблаго ведёшь нас ко спасению. Ты посетил наш мир, Господи, разделил с нами все наши труды и невзгоды, и открыл нам новую жизнь. Небеса и земля восхваляют Тебя, Боже, и я радуюсь Твоим делам радостью неизреченной. Многое сокрыто от меня, о Господи, и не понять человеку всех дел Твоих. Но сердце моё знает, что Ты любишь нас и заботишься о нас, и я не смущаюсь, но верю, что все дела Твои – благо, и десница Твоя ведет нас к Царствию Твоему. Посему я и восхваляю Тебя и доверяюсь Тебе. Аминь.

3.
О Боже Всевышний, Ты обитаешь в неприступном свете, и никому невозможно увидеть всю славу Твою! Святость Твоя выше всяких человеческих слов, и никто не может достойно воспеть величие Твоё! Тебя славит всё творение Твое, страшась взглянуть на сияние Божества, потому что никто не в силах видеть лицо Твоё и остаться в живых. А мы, грешники и прах земной пред Тобою, так бы и погибли, не узнав Бога нашего. Но Ты, о многомилостивый Боже, послал к нам Сына Твоего, ставшего человеком и соединившего в Себе нас с Тобою. Благодарим Тебя, о Боже Отче, за Христа, явившего нам Тебя и открывшего нам путь к Тебе. Аминь.

4.
О Господи Иисусе Христе! Спаситель мой, ты вывел меня из тьмы неведения и просветил светом Твоим. Я услышал Благую Весть об избавлении от греха и смерти, которую Ты возвещаешь, и захотел стать учеником Твоим. Ты дал мне попробовать вкус Царствия Твоего будущего, которое уже сейчас приоткрывается верным Твоим. Ты искупил меня от проклятия и подарил мне новую жизнь. Ты соединил меня с Твоей Церковью и пригласил на трапезу Твою. Я вижу, сколь велики Твои благодеяния ко мне, и хотя знаю своё недостоинство, всё же надеюсь, Господи, что Ты не отвратишься от меня. Аминь.

5.
Господь мой, Иисус Христос! Восстав от сна, обращаюсь к Тебе. Освети меня светом Твоим, прогони тьму из разума моего и сердца моего. Помоги мне, Господи, и в этот день, избавь от раздражения, суеты, лжи и недолжных желаний. Дай мне силы, Господи Христе, поступать так, как поступал Ты и как ожидаешь этого и от меня. Прости меня, Христе, если в чём оскорбил любовь Твою ко мне, и не суди строго меня, ученика Твоего. А я не буду судить братьев моих. Ты же, Христе, не оставь меня одного, но всегда невидимо пребывай со мной. Аминь.

6.
О, Господи Иисусе Христе! Моё сердце познало любовь Твою, зажигающую огнём стремления к Тебе! Ныне же я страдаю, не ощущая более благодати Бога моего. Не отступай надолго от сердца моего, Господи. Без Тебя моё сердце – как земля в засуху, чёрство и не способно любить Тебя и ближних моих. Если хочешь, Господи, посети и сегодня изнемогающую душу мою, напои меня вином радости Твоей, да опьянею от любви к Тебе. Да утешусь, да буду радоваться и ликовать, да получу ещё одно подтверждение великой Твоей любви к нам. Аминь.

7.
О Христе, Спаситель и Господь мой! Дух мой ликует, когда я смотрю на дела Твои, и сердце моё горит от любви к Тебе! Никакие слова не могут описать всё величие и красоту Твою, и никто не может достойно воспеть любовь и милосердие Твое, так они велики и беспредельны. Но я не могу молчать, и буду прославлять Тебя в меру сил моих, так как Ты, о Господи, пленил меня любовью Своею и зажёг сердце моё огнём Святого Духа. И теперь я радуюсь радостью чистой и невыразимой, ликую тихим ликованием, веселюсь светлым веселием, и всегда помню и думаю о Тебе, Спаситель мой. Только бы Ты не оставил меня, о Господи, только бы я не оскорбил Тебя грехами моими. Аминь.

8.
Господи Иисусе Христе! Ты пригласил меня на трапезу Твою, на радостный пир, который Ты совершаешь в Царствии Твоём. Недавно я, Господи, откликнулся на призыв Твой и причастился Даров Твоих. Помоги мне, Христе, сохранить то начало новой жизни, которое я принял на Трапезе Твоей. Помоги мне, о Христе, не утонуть опять в греховной суете мира сего, и не растерять свет Твой. И даруй мне, Христе мой, в назначенный час снова посетить трапезу Твою и обновить ту новую жизнь, которую Ты даруешь людям Своим. Аминь.

9.
Господи, Спаситель мой!
Благодарю и славлю Тебя
за каждую минуту моей жизни.
Каждое мгновение – щедрый дар Твой мне!
Скорблю или радуюсь,
сплю или бодрствую,
тружусь или отдыхаю –
всё даровано Тобою,
всё исходит от Тебя.
Я стараюсь, о Христе,
принять достойно
этот дар Твой
и распорядиться им,
но не всегда преуспеваю.
Ведь я часто, Спаситель мой, унываю,
а надо бы хвалить Тебя;
бездельничаю,
а надо бы трудиться во славу Твою;
злюсь на ближнего моего,
а надо бы его любить как образ Твой;
малодушествую, попав в неприятности,
а надо бы их претерпеть с верой в Тебя.
И всё же, Господи,
я помню, что от Тебя исходит
каждое мгновение моей жизни,
я знаю, как велика радость
ощущать заботу и любовь Твою,
с которой Ты ведёшь меня
к блаженству Твоего Царствия
и в этой жизни, и в будущей.
Каждый шаг, каждый вздох мой, Господи,
не мой, а Твой.
Помоги мне, о Христе, достойно
распорядиться этим даром Твоим.
Аминь.

10.
Благодарю Тебя, о Христе Иисусе,
за этот день, полный трудов и скорбей,
но и радости, и любви Твоей.
Я нищ и жалок и слеп и наг,
как все люди, страдающие в этом
мире боли и скорби.
Но я и просвещён светом Твоим,
и согрет любовью Твоею,
и рождён к новой жизни,
которую Ты даруешь всем нам,
и радуюсь о Тебе, и о ближних моих,
и обо всём мире, сотворённом Тобою
и исполненном Твоих благ.
Я ежечасно скорблю, страдаю и умираю,
но и оживаю благодатью Твоею,
утешаюсь радостью Твоею,
наслаждаюсь любовью Твоею,
нахожу отраду в общении с ближними моими
в свете Твоём.
И этот ветхий день ветхого мира
не отличается от многих таких же дней,
унылых, суетливых, бессмысленных,
с их глупыми заботами и радостями.
Но и в нём я предвкушаю истинную радость
и бесконечный день Царствия Твоего,
которое и ждёт нас в конце мира,
и уже сейчас открыто верным Твоим. Аминь.

11.
О Господи, от Тебя исходит и к тебе ведёт
всякая истинная радость,
которой радуется человеческое сердце.
Ты открываешься человеку
в безмолвной и величественной красоте
заснеженных гор,
в ликовании весеннего утра,
в теплом летнем дне и в блистающей январской стуже.
Ты открываешься человеку
в радостном трепете любви, в улыбке ребёнка,
в ясном спокойствии взгляда старика.
Ты открываешься человеку
в тепле сострадания и в чистой скорби утраты.
Сердце человеческое предуготовлено
Тобой к Тебе, о Христе,
и только суета и ослепление ума
могут помешать узнать в Тебе
источник всякого истинного блага.
Благодарю Тебя, о Христе,
что Ты уловил меня и не дал мне пройти
мимо Тебя!
Благодарю Тебя, о Христе,
что Ты взломал лёд, сковавший моё сердце,
и посадил в него семя Царствия Твоего!
Благодарю Тебя, о Христе,
что Ты указал мне и привёл меня
к истинному Источнику всякой радости –
к Тебе.
Ты открыл мне, о Спаситель мой,
что радость Твоя – не случайна,
а скорби и страдания – преходящи.
Помоги же мне, о Христе,
не замутнить своими грехами
радость, дарованную Тобой,
и всегда быть готовым
к посещению Твоему. Аминь.

12.
О Господи,
во мне живут два человека.
Один радуется Тебе,
а другой прячется от Твоего взгляда.
Один живёт надеждой на посещение Твоё,
а другой доволен, когда Ты надолго оставляешь меня.
Один ликует, когда Ты посещаешь меня, о Христе,
а другой смотрит на часы – когда же можно будет снова заняться своими делами.
Один ищет Тебя, ищет любого упоминания о Тебе,
а другой смущается, даже прочитав имя Твоё, и торопит меня перевернуть страницу.
Одному не хватает Тебя,
а другому и так хорошо.
Один тянется к свету Твоему,
а другой от него скрывается.
Один – это новый человек, рождённый благодатью Твоею,
а другой – ветхий, чей дом – мир сей.
Помоги мне, о Господи,
совлечься ветхого моего человека
и всецело облечься в нового,
и прости меня, о Христе,
когда я даю действовать и говорить
ветхому человеку,
а новой жизнью Твоей пренебрегаю. Аминь.

13.
О всечестные святые, прославленные у Господа! Вы вняли зову Христа и потрудились во славу Божию, и познали любовь Его, и прославили Его своей жизнью и смертью, а Он прославил вас. Ныне вы предстоите престолу Всевышнего, и славите Отца, и видите лицо Господа Нашего Иисуса Христа, и Он беседует с вами, как с лучшими друзьями Своими. Я же благодарю Спасителя моего, что Он открыл мне радость общения с вами, соединив всех любящих Его в Церковь Свою. Я радуюсь вам, как старшим братьям и сёстрам моим, и прошу вас замолвить слово у Христа и обо мне, дабы Он не забывал меня и тогда, когда я помрачаюсь грехом и отворачиваюсь от Него. Аминь.

14.
Святой Ангел, хранитель мой! Тебе поручил Господь заботиться обо мне, защищать меня от всякого зла, отвращать искушения, помогать в добрых делах. Я знаю, что Бог не нуждается в помощниках, но даёт Своему творению разделить труды с Ним по великой любви Своей. Так и ты, о Ангел, радуешься, исполняя веления Господни, и ликуешь, следуя воле Его, и пребываешь в веселии, когда я взываю ко Христу и исполняю заповеди Его. Но и огорчаешься, когда я забываю Господа моего, и скорбишь, видя нечистоту души моей. Прости меня, Ангел, когда я оскорбляю тебя делами своими, и не отступай и далее от меня, покрывая меня от всего злого. И помолись обо мне Господу, когда я в помрачении отступаю от Него, чтобы Он просветил меня светом Своим. Аминь.

15.
Пресвятая Богородица, Дева Мария! По великой Твоей любви к нам и по неизмеримому Твоему состраданию ко всем живущим, Ты молишь Сына Твоего и Господа Нашего, Иисуса Христа, о всех нас. Ниспошли же молитвами Твоими мир и в мою мятущуюся душу, усмири страсти, успокой мысли и чувства. Даруй мне, по молитвам Твоим, кротость, братолюбие и послушание Господу. И моли, о пресвятая Дева, Сына Твоего, да помилует и спасёт меня и родственников моих. Аминь.


Если захотите утащить к себе - пожалуйста, указывайте моё авторство. Если кому-нибудь интересно - могу выложить этот текст в pdf, сверстанный в виде брошюры.

UPDATE Выкладываю ссылку на PDF. Его можно распечатать на обеих сторонах листа, и получится брошюра. http://yadi.sk/d/flGJSFC_1rX82

UPDATE 2 По просьбе в комментариях выкладываю PDF для чтения с экрана http://yadi.sk/d/uaP68wI-1tb4s

Метки:

Комментарии

silenza
14 янв, 2013 18:45 (UTC)
Интересный эксперимент. И идея литургического креатива вполне перспективна :)

Но есть одно "но": литургическое творчество - это всегда проекция личного духовного опыта автора. И, к примеру, в традиционном молитвенном правиле (как бы я в разные периоды жизни к нему ни относилась;)), и уж тем более - в литургических текстах у меня не раз бывало, что какие-то фрагменты, мимо которых сознание проскальзывало, вдруг наполнялись глубоким смыслом - и помогали приобрести (или осознать) некий новый духовный опыт.

Ваши тексты, при всей их добротности, инсайтов не обещают - это обыденная (в хорошем смысле) жизнь верующего человека (Вы написали так, другой написал бы чуть в другом стиле и чуть о другом - но всё знакомо). И ощущение - как от протестантских молитв: всё хорошо, но как-то поверхностно... но при этом более лично и прагматично, что ли...

Поэтому мне подумалось, что интересным вариантом могло бы оказаться сочетание традиционных и собственных (или заимствованных у кого-то из современников) молитв... Ведь, в принципе, Ваш пример может вдохновить и на собственное "молитвенное творчество" :)

А вот к Литургии я бы тоже отнеслась осторожно... нет особой уверенности, что кто-то из современников достигнет таких духовных высот ;)

Edited at 2013-01-14 18:49 (UTC)
mikhail_bar
14 янв, 2013 19:38 (UTC)
И в Литургии много чего сплелось
Я к примеру не уверен что там так уж необходима
ангелическая мистика Псевдо_дионисия
silenza
16 янв, 2013 14:35 (UTC)
Может, и не так уж - но как понять, какие изменения к лучшему? С Таинствами рациональным подходом не обойтись.
mikhail_bar
16 янв, 2013 16:57 (UTC)
Да конечно не обойтись
Но я вовсе не про рациональный подход
К примеру подход ПДионисия мне представляется чуждым христианству
и обусловленным неоплатонической мистикой
silenza
16 янв, 2013 17:36 (UTC)
Насколько я знаю, его подход (не только в этом вопросе) многим представляется чуждым христианству. Но всё это, как мне кажется, к вопросу о том, каким образом масса вещей, чуждых христианству, стали незыблемой частью церковной традиции...
(впрочем, вопрос вполне риторический, т.к. можно считать это искажениями или волей Божьей - кому что ближе ;))
Mikhail Sidorenko
15 янв, 2013 04:37 (UTC)
Если не секрет - а каких глубин и вершин ожидаете от ежедневного правила Вы? (Это не раздраженный отклик уязвленного автора, а нормальный вопрос :-) )

И вот еще что: не такой ли ровности нам всем не хватает? Дело в том, что, на мой взгляд, экзальтация, искуственное накручивание себя, конечно, по первости дают неплохой результат, но в средне- и долгосрочной перспективах приводят к усталости и опустошенности.

Да, хорошо каяться, как Давид в 50-м псалме, но он-то так каялся один раз в жизни, а мы хотим испытать ту же самую глубину покаяния каждый день? Мы действительно этого хотим, или стоит перестать замыливать великую молитву и оставить её для более редких и серьёзных случаев?
kiz_ga
16 янв, 2013 09:07 (UTC)
Ровности не хватает, да.
Спасибо за тексты
silenza
16 янв, 2013 14:25 (UTC)
Вот и хорошо, что автор не раздражён :)

Если вкратце - от молитвенного правила я ожидаю приведения души в порядок и изменения себя к лучшему. А "вершины и глубины" связаны с резонансом между моими собственными состояниями и ситуациями и духовным опытом тех, кто эти молитвы писал - ровно настолько, насколько помогают осознать, "почему всё так" и "что с этим делать".

И именно этот ожидаемый результат и определяет (в моём случае) содержание молитвенного правила - могу стандартное правило читать (полностью или частично), могу своими словами молиться, могу включать какие-то другие молитвы (если в том есть необходимость) или Псалтирь почитать, могу сократить до 2-3 молитв, а иногда - и вовсе без слов обойтись (ни о чём не просить и не восхвалять, а просто довериться воле Божией)... (понимаю, что людям более склонным к дисциплине такой подход к правилу вряд ли подойдёт;))

Ровность - дело хорошее, если не приводит к самоуспокоенности. А вот экзальтация и по первости никаких "неплохих результатов" не даёт - сплошные иллюзии и эйфоричное впадение в прелесть;)

Насчёт Давида Вы зря так - к единожды достигнутому состоянию человек потом может вернуться когда угодно, т.к. этот опыт навсегда остаётся с ним... И, к примеру, читая 50-й псалом каждый день (и не испытывая Давидовой глубины покаяния), мы можем делать это в надежде, что когда-то мы на такое покаяние будем способны (к вопросу о "глубинах";)). А замыливание начинается, когда молитва превращается в "вычитывание", ритуал ради ритуала.

Но, по-любому - спасибо Вам за то, что поделились. Радует, что многим пригодилось, и вообще - чем больше будет молитв хороших и разных, тем проще будет тем, кто не составляет своих молитв (или не чувствует в себе таланта облечь свою молитву в слова) найти необходимое "на потребу души".
fr_nosorog
24 янв, 2013 21:58 (UTC)
Да, вот и у меня такие же ощущения.
И еще - многовато красивостей.
silenza
25 янв, 2013 05:21 (UTC)
Красивости и пафос каждый добавляет по вкусу :)

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel