dmatveev (dmatveev) wrote in christ_civ,
dmatveev
dmatveev
christ_civ

Category:

К теме души (3). Мои соображения, продолжение

Продолжение того, что здесь и здесь.
        Прошу прощения за непродуманность и некоторую нудность изложения: хочется побыстрее.

       А. Тихомиров пишет, что идея бессмертия души выражает нежелание примириться со смертью. Это понятно и серьезно. Я бы назвал это следствием неприятия бессмыслицы. В самом деле, если от человека ничего не остается, то остаются только смерть и отчаяние, и нет смысла в вере и религии.

Действительно, такой бессмыслицы допустить нельзя. Отсутствие смысла, по сути, тождественно отсутствию Бога. Бог – это и есть искомая нами (и, как мы верим, являющая нам свое Присутствие в откровении) Тайна, Основание и Смысл всего.

Но отсюда как раз и видятся ярче всего как сходство, так и различие бессмертия души как варианта решения проблемы смысла бытия с другим, легитимированном в христианских символах веры: эсхатологической идеей воскресения мертвых.

Конечно, обе концепции, взятые в качестве буквальных натуралистических представлений, в равной мере подлежат критике. Но важно понимать, что это вполне понятный естественный натурализм, присущий докритической стадии религии. И, что самое важное, не тождественный абсурду. Если иметь в виду, что, в конечном итоге, последние судьбы и их конкретное «как» – это неизбежная тайна, то можно сказать, что идея конечного всеобщего воскресения символически указывает на важнейший аспект нашей веры: если есть Бог, значит, ничего не безнадежно и абсурд небытия преодолим. Важно, что смысл, символизируемый общим воскресением, относится здесь туда, куда он и должен относиться в условиях тайны: в эсхатон, т.е. в область веры и надежды.

Идея бессмертия души содержит, как представляется, неоправданно неэсхатологическое решение проблемы бытия человека, делая бессмертие уже, в общем-то, решенным (т.е. лишенным тайны) вопросом. К тому же, в ней можно усмотреть и связь со свойственной эллинизму и другим внебиблейским традициям «технологичностью» в религиозной сфере: если мы знаем, что где-то в нашем времени остается и действует неразрушимая часть человека, с ней можно пытаться что-то делать своими силами.

Наконец, могут еще спросить: а как же существующие свидетельства участия умерших в жизни живых? Наверное, к таким вещам надо относиться по известному принципу «не отвергая и не принимая». Такие явления не имеет единственного объяснения: таким объяснением не может быть ни реально летающее в эфире сознание умершего человека, ни неадекватность рассказчика. Даже если мы имеем дело с откровением какой-то предельной тайны, нужно помнить, что тайна им не отменяется, а только приоткрывается.

Tags: богословие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments