yu_mon (yu_mon) wrote in christ_civ,
yu_mon
yu_mon
christ_civ

про крещенские купания, и не только

Конечно! Ужасно, что смысл Праздника Богоявления для многих людей подменён. Купаниями, которые никаких грехов не смывают. Идут прыгать в иордань вместо того, чтобы идти на Литургию, исповедаться, причаститься... А на Пасху - святить куличи и яйца, тоже чаще всего вместо службы, довольствуясь "обрядом". А на масленицу - блинами обжираются. (Обжираемся. Обжираюсь.) А на Троицу - берёзки эти, которые ну ни к селу, ни к городу! Никто еще мне вразумительно не объяснил, почему, зачем там эти берёзки?:)) Ну, вербы еще - понятно, вместо пальм... Но тоже!..
Кстати, о пальмовых этих ветвях. И про ослика. Это ведь в столь трагичный момент: Господь входит в Иерусалим, идёт на вольную смерть, на распятие! Мистическое событие вселенского масштаба. И вдруг почему-то посылает ослика какого-то отвязать... Несоизмеримо. И когда народ кидает перед ним, въезжающим в город, пальмовые ветки, Он почему-то не останавливает их, не кричит: "Язычники! Ну при чем тут какие-то ветки? Вечно всё сведут к материальному, превратят в обряд..."
Только не надо говорить, что в евангельские времена устилание дороги ветвями имело символический смысл, а потом он испарился, и символ измельчал, опустошенный, и превратился в знак, в маркер, которым отмечен обряд.:)
Нас изначально "поселили" посреди явлений природы, они окружают человека, они - если быть внимательным - насквозь символичны и не "просто так". И будут для нас таковыми до скончания века. Я уверена, что любая самая простая бабка, несущая в храм вербочку или на Преображение - три яблочка и морковку со своего огорода, каким-то бессловесным нутром, каким-то коллективным бессознательным чувствует глубокую символичность своего действия: это сама природа склоняется перед величием своего Создателя и приносит ему с любовью дары - маленькие, такие, какие может... И ослик тот, и ветви пальмовые, и вербы с берёзками, и яблоки-огурцы-морковки - это две лепты от нас, убогих: от человека и природы (хотя от человека ожидается бОльшее, конечно!). Потому что воплощение Господа сделало важной и значимой даже и материю, плоть, - каждую живую клеточку плоти этого мира. Уж простите за пафос.:)
Посмотреть на каждый христианский Праздник церковный - и заметишь, что материя, все стихии земли хотят и стремятся в праздниках участвовать. Мне кажется, человек чувствует это. Ликуют воды, освящаясь на Крещение Господне, - да, это и праздник воды! - и люди хотят в эти воды окунуться. Не вижу ничего страшного в самом факте такого стремления, оно естественно и природно. Оно не замещает Евхаристии, оно просто тоже существует. Или уж надо всё запрещать: есть куличи и пасхи, блины масленичные... Склоняясь постепенно к суховатому минимализму протестантизма.
А что обычаи эти "отвлекают" от причащения и покаяния - так ничуть не меньше, чем, например, ритуальное  втыкание свечек внутри самого храма - вместо участия в общей молитве. Тогда и свечи запретить.:))  Но эти вопросы - о важном и дополнительном - уже относятся к области просвещения и катехизации.
Tags: двунадесятые праздники, злободневное, наблюдения, размышления, современная церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 105 comments