aleksy_n (aleksy_n) wrote in christ_civ,
aleksy_n
aleksy_n
christ_civ

Category:

Русский извод

Спасибо  dva_vinnypuha за ссылку на пост thomas-cranmer о преодолении «вертикали». И, кстати, комментарий tapirr  — тут,   komelskyтут, ну и вообще вся тема в развитие критики вертикали из christ_civ  — тут.

По сути люди хотят, что-то сделать, но им мешают разные привязки к «вертикали». Материальные, психологические и религиозные. Всё это не раз описывалось и потому не стану повторяться. Но что такое вообще есть критика «вертикали», а точнее издержек таких институтов как преемство, юрисдикции, и право рукоположения, — а это есть самый настоящий протестантизм. Только в русском, а не в западном изводе.

Суть происходящего

Суть протестантизма, как известно, именно в критике «вертикали», а уж конкретное его содержание в том, как жить без этой вертикали, или когда она существенно ослаблена, или чем-то заменена. На Западе, вертикаль раньше устоялась, раньше обросла издержками. И потому, Лютер, Кальвин, Генрих, и т.д. придумали то, что придумали. И сделали то, что они сделали. Как то так и вышел западный протестантизм. В Византии вертикаль была слабее, слабее она была и в России. И потому русского протестантизма вместе с Западным не родилось. И только сегодня при абсолютизме Кирилла I  мы видим, как рождается этот протестантизм.

Хочу ещё раз подчеркнуть, что я не отождествляю российский и западный изводы протестантизма. Как Лютер строил католичество без вертикали, так и в России люди, говоря об ослаблении или ликвидации вертикали, думают строить именно православие, а не протестантизм в западном изводе. Ещё раз суть протестантизма не в возврате к вере Апостолов, но в торпедировании вертикали. И я не пишу, что та вертикаль не виновата. И русский протестантизм, когда он сложится, будет строить именно православие, а не кальвинизм, или, скажем, лютеранство. Но мы помним, что и в Германии, и в Англии потребовалась поддержка государства. И пока её не случилось, не случился и государственный протестантизм.

Жреческий институт

Вообще идея Комельского о двух епископах для одного прихода весьма занятна. Даже с точки зрения логики. Она конечно ни в какие ворота с т.з. церковного права и всё такое. Но при том отражает изменения, происшедшие за тысячу лет с тех пор, как складывалось то право. Если уж развивать, то тут лучше бы не о двух "епископах", а про территориально-конфессиональный паритет. А дальше думать, как это в грамотных понятиях реализовать. И тут, как ни странно, даже оф. црковные структуры в чем-то (когда нибудь!) могли бы оказать поддержку, потому что сами уже давно запутались в организации взаимодействия между перемешавшимися юрисдикциями, и исповеданиями. Но она именно что занятна и не боле. Потому что надо смотреть на сам корень «вертикали», а он вовсе не в претензии на территорию, или исповедание, но гораздо глубже. «Вертикаль» как на Западе, так и на Востоке есть ни что иное, как именно жреческий без всяких метафор институт. 

Свою версию монотеизма без вертикали построить у христианства уже не получится.

Такая версия давно имеется, и всем известна и называется ислам. Также не получится построить этнические версии по типу иудейской. Также ничего кроме облегченного, а местами уже и запутавшегося католичества не сумел и не сумеет построить западный протестантизм. Ну, и русский соответственно — ничего кроме облегченного и местами запутавшегося своего православия. Конечно всегда провозглашается возврат к Богу, или к Истокам Веры. Но на деле, любая попытка игнорировать жречество порождает или бесконечный конфликт с ним, как у некоторых западных протестантов и сегодня ещё проклинающих папу (православные, идём за зеркалом!), или скрытые формы маргинального жречества в виде всяческих блаватских, нью-эйджев, и даже современных комерческих, или шоу-бизнес культов, или ожидание реставрации Храма, как у Израиля. В общем я хочу сказать, что относиться к жречеству можно и по разному, но игнорировать его основы — детский сад. От так! :)

Жречество и есть священство

Жречество (далее священство) не прихоть каких-нибудь кота Базилио и лисы Алисы, придуманная для того, чтобы отобрать у каждого буратины по пять его золотых. Священство — попытка общества что-то сделать с иррациональной частью своего сознания, какое стучится не только в снах, приметах, и прочих суевериях, но и в формах религиозных обрядов, и в культах атеистических режимов, и в интуициях как античных так и новых философов, — стучится, чтобы общество проговорило его, оформило словом, речью, выразило делом.

Стучится, чтобы сказать человеку, что не только рациональное на свете и свято, и важно, и есть. А по большому-то счёту святое — как раз там, в иррациональном. Только тут осторожнее надо. Потому что оно хотя и там, делать с ним что-то мы можем только через «тут». И уже по одному по этому тутошнего ближнего ради тамошнего святого нужно не игнорировать, но всячески уважать. Основатель сказал, что кто тут его не полюбит, того не полюбит святое и там. Так что вообще всякое «там», через «тут». 

Но вернемся к христианству, какого, как я уже не раз писал, в чистом виде, никогда не бывает. Впрочем, если хотите, то бывает и в чистом виде. И я даже дам такому христианству правильное описание-объяснение. Но исторически, чистого и не было и не будет.  Чистое «там», а историческое «тут».

Христианство в чистом виде — это само Святое, сам Святой дух. 

Как получилась современная «вертикаль»

Когда Римская империя раскололась на Западную и Восточную, западная оказалась брошенной, и людям ничего не оставалось как обращаться за помощью именно к жречеству, впитавшему тогда уже все дельное, что было и в античной философии, и в иудаизме. И оно взяло на себя ответственность, как заботу у народе, так и за сохранение наследия античности в новом и диком мире. Так родилась римская церковь, такой, какой мы её знаем исторически.

Европейская версия монотеизма получила имя христианства, постольку, поскольку монотеизм понтификов и правда подцепил евангельскую закваску. Но, конечно же он к ней никогда не сводился. И священство оставалось жречеством. А когда спустя тысячу лет исторические обстоятельства позволили части общества выйти из под вертикали, тогда мы узнали слова лютеранство, англиканство, и прочий протестантизм. Они ушли от жречества. Но уходя... остались. И вечно будут оставаться возле Рима. Ага, возле него... :)

Как и те деревья

Считаю, всё аналогично и в России. Считаю, любые попытки выстраивать церковь не вникая в то, что такое есть священство — в лучшем случае утопичны, а в худшем только попортят жизнь большего или меньшего числа людей. Ещё раз: хотя с «преемствами», «правом рукоположения», «юрисдикциями» насочиняли много глупостей — сама «вертикаль» не выдумка. И даже больше, она вообще НЕ человеческое изобретение. Как и те райские деревья, на каких растет всякое разное, и то, что в жизнь вечную, и всякое лукавое.

Да можно верить в то, что «вертикалью» только дурят. Но тогда надо быть честным, и идти логически дальше: нет вообще никакой метафизики, веру свести к психологии, психологию к технологиям управления личностью и обществом, технологию — к инструментам для избранных. Но это что-то напоминает, да?

«Не смертию умрете, но отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое... И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, и вземши от плода его яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста...»

Когда дары одни

Впрочем, я ни разу не говорил, что эта иерархия, или правила этой иерархии имеет какое-то отношение к тому Дереву, плоды какого вводят в жизнь вечную. Как не говорил и обратного. И тут никакого двоедушие или фарисейства. Христос, если заглянем в евангелия не учит искать корень зол в священстве, но наоборот — «идите и покажитесь священникам!» — говорит исцелённым. Хотя, когда надо и выводит на чистую воду. Но заметим, сам институт не критикует. Однако и не благословляет. Потому что как Он не раз и говорит о Субботе — не церковь должна служить институту, но он — Церкви. И тогда он конечно божий.

Или скажем так, что божие в институте, то само потянется за верующими, когда те и правда окажутся христианами. И окажется, что и у первых и у вторых -- дары одни и те же, потому что непридуманные.
Ну, а если кто просто хочет лайт-версию, то и это можно. Но такие версии православия или христианства не могут быть самостоятельными. Но только или санаторием, куда убежали от тирании. Или кружком рыболовов-спортсменов, всегда зависящим от «вертикали» и обречённым её критиковать.
Tags: аналитика, вопрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments