pankapellan (ex_pankapel) wrote in christ_civ,
pankapellan
ex_pankapel
christ_civ

Гори, гори ясно ... или о выгорании священников.

Оригинал взят у pankapellan в Гори, гори ясно ... или о выгорании священников.
Сегодня в ортосфере активно муссируется тема «выгорания» священников.

Беглый взгляд на ведущиеся дискуссии показывает, что в обсуждении происходит заурядная путаница понятий, терминов и т.д. Все смешалось, люди, кони, психологические понятия, медицинские, духовные…

В психологии как науке, практически невозможно дать определения или классификацию, которые были бы исчерпывающие и всех устраивали. Поэтому я всего лишь постараюсь очень кратко изложить свое видение картины, без претензии на истину в последней инстанции. Надеюсь это будет интересно, т.к. являюсь священником опекающим больницы (в частности СПИД-хоспис) и практикующим психологом в объединении неправительственных организаций, специализируюсь на психокоррекции эмоционального выгорания у социальных работников.

Начнем с простого.
Нередко мелькает фраза – «профессиональное выгорание». Такое понятие имеет место быть, но оно лишь дублирует «эмоциональное выгорание» и вносит путаницу. Для избежание оной, я предлагаю использовать следующие распространенные и легко определяемые термины.
«Эмоциональное выгорание» - СЭВ.
«Профессиональная деформация».

Четкое различение этих терминов поможет разобраться в ситуации.
Сейчас мы коснемся только эмоционального выгорания.

Эмоция – это прежде всего оценочное отношение человека к ситуации и поэтому чрезвычайно важна для жизни личности и ее взаимосвязи с окружающим миром. Любые трансформации в эмоциональной сфере влекут за собой изменения во всех сферах жизни человека, в том числе и в области физиологии, т.е. здоровья организма.

Классическое определение эмоционального выгорания – это эмоциональное истощение. Теперь самое главное, не перепутать его с банальной усталость, переутомлением, и т.д. СЭВ – это сформированное постоянное состояние, самостоятельный выход из которого если и возможен, то чрезвычайно труден. Из методов диагностики, я выбрал самый, на мой взгляд, эффективный. Человек страдающий от СЭВ, прежде всего, перестает себя эмоционально выражать, т.е. проявлять эмоции аутентичные его личности. Проще говоря, обычно уравновешенный человека становится явно агрессивным или активный и деятельный индивидуум, впадает в уныние и прострацию. Несомненно, на этом диагностика не закончена, но проявление этого признака весьма красноречивый сигнал.

1. Выгорание священника.

Начнем с определения (здесь) священника. Священник – человек священнодействующий.

Священник верующий в то, что он проповедует, предстоит перед Престолом на котором находится Чаша и в Святых Дарах есть Источник Жизни 1 Кор. 11 гл. Тогда получается, может ли выгорать и жаждать тот, кто находится при Источнике?

Очевидный парадокс.

Возможные причины выгорания человека священнодействующего: неверие в священнодействие – ремесленничество, переоценка личного авторитета в священнодействии.

Если с первой причиной все достаточно прозрачно и ясно (Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. (1Кор.11:29,30), то вторая требует более внимательного рассмотрения.

Священнослужитель, достаточно часто уловляется соблазном, стать духовным авторитетом среди мирян-прихожан. Т.е. он легко решает, что есть грех, а что нет, решает кому что благословляется делать, а что запрещается и т.д. Причем, это происходит не всегда в выраженной вербально форме, т.е. он может не высказывать свои суждения людям прямо (особенно если на приходе уже есть старший признанный «духовный авторитет»), тогда территорией его надрыва служит близкое окружении, семья и внутренний выжигающий диалог воспаленного сознания. Таким образом, священник от Источника может лишь промокнуть до нитки, но не напиться сам, не напоить ни кого не может, а приходящему вопрошать, может предложить лишь горький желудочный сок своих духовных суждений.

В остальных случаях, не нужно спешить ставить диагноз СЭВ. Чаще всего это банальное переутомление, когда необходим просто качественный активный отдых, здоровый образ жизни, сбалансированное питание и позитивные эмоции. Я сам после длительных исповедей в хосписе в Великий Пост, приходил в крайне разбитом состоянии (бывало даже рвало и знобило), но на следующий день все приходило в норму, а после Литургии приходили новые силы.
Примечание: Эта очень обширная тема и конечно тут она не исчерпана.

2. Выгорание менеджера.
В подавляющем большинстве случаев, СЭВ приобретается священником, в связи с его параллельной деятельностью. Т.е. когда он занят строительством, финансовой деятельностью, политикой, бизнесом и т.д. Тогда все достаточно просто и лежит уже в области профессиональной деформации и к духовности не имеет непосредственного отношения. Но вполне вероятно, что особенного рассмотрения требует ситуация внутреннего психического конфликта из-за необходимости совмещать несовместимые виды деятельности.
Это сфера крайне не изучена и пока опирается только на сугубо субъективные суждения.

Порошу считать этот текст лишь кратким вступлением в тему и оставляющим открытыми массу вопросов.
Надеюсь продолжение следует, но писаться будет уже исходя из обсуждения здесь.

Пы. Сы. Полемику конструктивную уважаю,  троллей и хамов баню.


Tags: психология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments