victor_vlad (victor_vlad) wrote in christ_civ,
victor_vlad
victor_vlad
christ_civ

Categories:

Ликвидация Поместного собора

В конце этой недели должно произойти символическое событие в новейшей истории РПЦ – ликвидация Поместного собора в том виде, в каком он был задуман дореволюционной Русской церковью начала 20 в. Архиерейский собор примет очередные поправки к Уставу РПЦ и, согласно этим поправкам, полномочия Поместного собора будут урезаны до 1) права выбора патриарха, 2) права предоставления автокефалии и автономии частям РПЦ и 3) права высказывания по тем вопросам, по которым его попросит высказаться Архиерейский собор. Остальные полномочия Поместного собора перейдут к Собору архиерейскому, который на бумаге станет высшим органом власти в РП. Тем самым, будет поставлена жирная точка в двадцатилетнем откате РПЦ от наследия Собора 1917–18 гг Именно по принятому на том Соборе уставе, высшим органом Русской церкви становилс регулярно собирающийся оместный собор, состоящий из всех чинов церкви – архиереев, приходского клира и мирян. Именно из Устава 1917–18 гг. идея такого Поместного собора была заимствована Уставом 1988 г. – первым уставом РПЦ посткоммунистической эпохи.

Ликвидация Поместного собора – шаг символический, не практический. На деле с принятием поправок к Уставу ничего не изменится: в постсоветское время Поместный собор так и не занял отведенного ему места в управлении РПЦ. Сначала, в нарушение Устава 1988 г., его не собирал патриарх Алексий и Синод (Собор предписывалось собирать не реже, чем раз в 5 лет). Потом, при Алексие же, в 2000 г. Архиерейский собор ввел новый устав, где конкретный сроки созыва Поместного собора уже не назывались. И вот, наконец, верный традициям своего предшественника, нынешний патриарх полностью избавляется от Поместного собора, оставляя в уставе лишь его имя, которое относится к некой бледной его тени. Отныне много лет звучавший вопрос «Почему не собирается Поместный собор?» полностью лишается смысла, поскольку в ответ прозвучит: «А он у нас по уставу и не должен собираться!» Видимо в этом и состоит главный смысл подготовленных поправок.

Не нужно думать, что теперь возрастет влияние Архиерейского собора: созывается он патриархом и Синодом, и повестка дня его будет формироваться в патриарших и так называемых синодальных (на деле же уже, кажется, тоже патриарших) органах. Новые поправки не повлияют на идущий в РПЦ процесс централизации со всеми сопутствующими прелестями (во всех смыслах этого слова). Они лишь задним числом свидетельствую о нем.

В ходе обсуждения поправок к Уставу мне не довелось услышать серьезной критики в адрес Поместного собора как института. Возможности его в управлении РПЦ остались неизвестны. А между тем в юрисдикциях, возникших из осколков русского дореволюционного православия, – Православной церкви Америки и Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе (Русском экзархате) – действуют коллективные, регулярно собирающиеся высшие органы, подобные невостребованному в РПЦ Поместному собору. Аналогичные соборы, согласносправочнику Скурата, есть в Элладской, Румынской и Болгарской церквях.


Ликвидация Поместного собора лишний раз свидетельствует о духовной пропасти, зияющей между нынешней верхушкой РПЦ и завещанием дореволюционной Русской церкви. Много ругать эту верхушку не хочется, но я не сомневаюсь, что, когда время расставит все по своим местам, будущий историк русской церкви расценит деятельность этой верхушки как одну из самых позорных страниц в истории русского православия.
Tags: Московская патриархия, история, уставы, экклезиология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments