tapirr (tapirr) wrote in christ_civ,
tapirr
tapirr
christ_civ

Category:

Кто является Отцами Церкви?



matveev80 напоминает мнение В.В. Болотова, великого нашего церковного историка:




«Никто не властен воспретить мне в качестве моего частного богословского мнения держаться теологумена, высказанного хотя бы одним из отцов Церкви, если только не доказано, что компетентный церковный суд уже признал это воззрение погрешительным. Но с другой стороны, никто не властен требовать от меня, чтобы я, в качестве моего частного богословского мнения, следовал теологумену, высказанному несколькими отцами Церкви, коль скоро этот теологумен не пленяет меня своей возвышенной богословской красотой, не покоряет меня доступной и моему разумению державной мощью своей аргументации»




Это важно, в связи с наивным мнением тех (впрочем проявляющих изрядную агрессивность) наших деятелей, считающих, что есть  два мнения:

1. мнение "Святых Оццов", единое, неделимое, оно же правильное.

(как пишет тот же Матвеев: "энтеобразные  берут из Святых только те цитаты, которые подтверждает их правоту, смело отбрасывая все остальные. Просто они не способны понимать сложность и противоречивость святоотеческого наследия. Их полуграмотный фюрер Сысоев не признавал за человеком право на частное богословское мнение. Он старательно пытался сделать из Церкви казарму, где все думают одинаково. Потому и сысоевцы так же не способны видеть разнообразие церковного учения. Тем более, что для детей вообще характерно черно-белое мышление."

2. противоречащее ему неправильное. Оно же модернистское, либеральное итд итп.


Такой подход игнорирует две вещи:

А. никакого согласия "Оццов" по большинству вопросов нет.

Причём даже по главным ("чего стоит "одна природа Бога Слова воплощённого" у Кирилла Александрийского), не то, что по второ - и третьестепенным.

Б. Мнение Отцов Церкви (на этот раз без кавычек) безусловно очень важно и авторитетно.
Вот только список ИМЕННО тех, кто признан Отцами Церкви очень короткий. Это вполне определённый термин, и он не имеет отношения к абстрактным и неуловимым "святым оццам", которыми бредят невежды-неофиты.

Число  Учителей Церкви ограничено было Вселенским Собором (соответственно, полагаю, и расширять его может будущий Всеправославный (либо Вселенский; чем Бог не шутит) Собор.

"из Деяний V Вселенского Собора (в квадратных скобках -- расшифровка имен Отцов): "...следуем же во всем святым Отцам и учителям святой Божией Церкви, то есть

Афанасию [Великому],
Иларию [Пиктавийскому],
Василию [Великому],
Григорию Богослову и
Григорию Нисскому,
Амвросию [Медиоланскому],
Феофилу [Александрийскому],
Иоанну [Златоусту] Константинопольскому,
Кириллу [Александрийскому],
Августину [Иппонскому],
Проклу [Константинопольскому],
Льву [Великому Римскому],

и приемлем всё, что написано и изъяснено ими о правой вере и в осуждение еретиков. Итак, твердо держась всего вышесказанного, мы приемлем тех отцов и священников, которые содержат и в святой Божией Церкви проповедуют то, что относительно веры изложили четыре святых Собора и что проповедовали упомянутые святые отцы" (Деяния Вселенских Соборов, Казань, 1913, т. 5, стр. 20-21).

Эти 12 святых -- те ориентиры, согласие с которыми в вере и проповеди есть признак православности. В строгом смысле определение "Учитель Церкви" относится только к ним."


http://ustav.livejournal.com/495495.html?thread=8964743#t8964743

Правда, сам автор этого комментария  предполагает возможность слегка расширить этот список, включив  туда следующих святых:


Григорий Двоеслов,
Максим Исповедник,
Иоанн Дамаскин.
Возможно, еще свят. Григорий Палама.

Далее (кому интересно) вся ветвь-диалог:

"ustavschik

11 ноября 2010, 10:43:10 Local


Канонизация человека (особенно канонизация мученика) никогда не означала канонизации всего его наследия<...> Отцов в собственном смысле слова у нас очень мало, тех, кто является ориентирами в богословии. Помимо "12-ти светочей веры" можно назвать лишь несколько имен. Вот по ним и дОлжно ориентироваться тем, кто ищет "консенсуса патрум", а подвиг мученка -- это его пролитая кровь. Если о. Александр <Мень> действительно мученик, то он свят. А последнее слово будет за Церковью.





slоn88

*** Канонизация человека (особенно канонизация мученика) никогда не означала канонизации всего его наследия,***
А что Вы называете «канонизацией наследия»?

*** Помимо "12-ти светочей веры" можно назвать лишь несколько имен. Вот по ним и дОлжно ориентироваться***
Интересный подход. Откуда Вы о нём узнали?
Да, скажите пожалуйста, а для чего вообще официально канонизируют святых?

ustavschik

15 ноября 2010, 13:54:41 Local


А что Вы называете «канонизацией наследия»?
Признание за творениями святого учительной обязательности -- если так учил/писал св. N., то это и есть общеобязательная точка зрения для всех православных. И у еретиков есть творения, которые Церковь рекомендует для назидания своих чад, и у Отцов есть отвергнутое в наследии. Святость мученика вовсе не означает, что его писания получают статус святоотеческих трудов.

Интересный подход. Откуда Вы о нём узнали?
А Вы почитайте Деяния V Вселенского Собора :)

Да, скажите пожалуйста, а для чего вообще официально канонизируют святых?
Для канонического упорядочивания их почитания, в т.ч. для введения их литургического почитания в богослужебный обиход Церкви. Гласное (= храмовое) почитание непрославленного святого нежелательно.

tapirr

18 апреля 2013, 15:15:54 Local

----Помимо "12-ти светочей веры" -----

Кто эти "светочи" не подскажите?

----можно назвать лишь несколько имен-----

Каких?

---

В принципе, совершенно согласен.
Почитание святого не предполагает возведения его текстов в ранг "свято-отеческих"

ustavschik

18 апреля 2013, 20:18:38 Local

Кто эти "светочи" не подскажите?
<Ответ выше>

Каких?
Григорий Двоеслов, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин. Возможно, еще свят. Григорий Палама. В последнем случае дискуссионен вопрос о том, можно ли его творения считать общеобязательным выражением веры, но тот факт, что известные К-польские Соборы одобрили его творения, говорит по крайней мере за признание его учительного авторитета.

tapirr

19 апреля 2013, 01:11:23 Local

Спасибо!

Но остаётся вопрос. Вы пишете:

"у нас очень мало, тех, кто является ориентирами в богословии."

Если по п.1 - это решение 5 Вс. Собора,
то как определяется список "дополнительный".
По Паламе Вы называете к-пльские соборы (и почему дискуссионен?).

А по остальным ?

ustavschik

19 апреля 2013, 13:46:36 Local

как определяется список "дополнительный"

Определить точно, конечно, сложно -- именно потому, что в Православной Церкви (в отличие от Католической) после этого определения V Вселенского Собора не было четкой процедуры определения "степени учительности" святого. Но можно опробовать наметить, так сказать, контуры.

По св. Максиму -- определение VI Вселенского Собора. Хотя он сам не был назван по имени (из-за конфликта с Императором), его учение было принято Собором.

Аналогично по св. Иоанну -- VII Вселенский Собор. Кроме того, его "Точное изложение" издавна почитается образцом изложения нашей догматики.

Со св. Григорием сложнее -- на Востоке он (из-за отстаивания учения о чистилище в "Диалогах") не был особо популярен, но среди западных богословов его авторитет был совершенно непререкаем, что было засвидетельствовано уже в Средние Века внесением его имени в список Учителей Церкви.

почему дискуссионен?

Я, может, не очень точно выразился. Дискуссионен не в смысле православен или неправославен (православен однозначно), а можно ли его учение считать общеобязательным, поставить его вровень с "мерилами веры". В греческих Церквях есть, например, по образцу праздника в честь Трех Вселенских святителей праздник в честь Трех Новых святителей -- Фотия Великого, Григория Паламы и Марка Ефесского. В славянской богослужебной традиции этого праздника нет, да и триодное празднование в честь св. Григория утвердилось на Руси только в конце XVII века (что тоже есть признак неоднозначного отношения к его трудам и связанным с ними спорам).<...>"

http://kiprian-sh.livejournal.com/96550.html?thread=3882790&#t3882790

Tags: богословие, православие, святоотеческое, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 233 comments