triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Categories:

Антология ненасилия: Максимилиан, 295 г.

К сожалению, предыдущий топик в нашем сообществе вызвал бурю негодования, хотя основной его посыл, как мне кажется, многими не был понят. Речь шла не о геях, а о естественности критичного отношения христиан к насилию, пусть даже и оправданному, война - не доблесть, она позор , убийство - грех, другой вопрос, что пр определённых условия и первое, и второе может быть частично оправданным. ( Не забываем про обязательное временное отлучение от причастия для воинов, совершавших убийство по канонам в т.ч. св .Василия Великого). Иисус не требовал от воинов оставления службы, это мы знаем из Евангелия, тем ни менее, как путь максимального упования и чистой веры, для христианства глубоко традиционным является и традиция радикального пацифизма. От ранних мучеников ( когда сама идея "освящения оружия" была совершенно немыслима и кощунственна для христианина) до подвижников католической церкви 20го века, таких, как Дороти Дэй. Кое что из раннего:
Оригинал взят у vitaly_adam в Антология ненасилия: Максимилиан, 295 г.

Отказы от военной службы по религиозным убеждениям (заповедь "не убий") известны еще с первых веков христианства. Сохранились даже имена некоторых римлян-христиан, казненных за отказ носить оружие: Максимилиан, Марцеллий, Кассан и др. Благодаря сохранившимся с тех времен документам, до нас дошел один в высшей степени замечательный протокол об отказе от военной службы юного христианина Максимилиана. Поскольку на русском языке этот документ не печатался, то приведу его почти полностью. Во времена императора Диоклетиана, в 295 г., в городе Тевест проходило очередное заседание комиссии по приемке рекрутов на военную службу в императорских войсках. Комиссии состояла из следующих должностных лиц: проконсула Диона, прокурора казны податей, императорского чиновника по сбору податей, который в комиссии участвовал как заведующий особым налогом с освобождающихся от воинской повинности (так называемой "податью калек"). Произошел следующий разговор, запротоколированный тогда же:

Проконсул Дион: Рекрут Максимилиан годен к военной службе. Ввиду этого я требую измерить его рост. (К Максимилиану) Как тебя зовут?

Максимилиан: Зачем ты желаешь знать мое имя? Мне непозволительно воевать, потому что я христианин.

Проконсул: Хорошо. Служитель! Измерьте рост этого человека.

Максимилиан: Изволь. (Становится для измерения роста.) Но я не могу воевать, не могу худа делать. Я христианин.

Проконсул (служителю): Сними с него мерку.

Служитель: Росту он пяти футов, десяти дюймов.

Проконсул: Дать ему рекрутский знак.

Максимилиан: Не принимаю этот знак: я не могу быть солдатом.

Проконсул: Ступай служить, дабы не подвергаться смертной казни.

Максимилиан: Я не могу служить в войске, хоть отсеки мне голову, если хочешь. Я не могу быть солдатом в этом мире, я воин моего Бога.

Проконсул: Кто внушил тебе эти идеи?

Максимилиан: Дух мой и Тот, Кто меня создал.

Проконсул (обращаясь к отцу рекрута): Образумь своего сына!

Отец Максимилиана: Мой сын сам знает, как ему подобает поступать.

Проконсул (к Максимилиану): Будь же солдатом и возьми знак.

Максимилиан: Не приму знака человеческого, имею уже знак Христа, моего Бога.

Проконсул: Я сейчас же отправлю тебя к твоему Христу.

Максимилиан: Я только этого и желаю, в этом будет великая слава.

Проконсул (служителю): Дай же этому человеку свинцовый шар!

Максимилиан: Я не возьму его, этого знака вашей временной власти, и если мне дадут его, я разломаю его, потому что он не имеет никакой цены. Я — христианин, и мне непозволительно носить на шее свинцовый знак, после того как я уже ношу спасительный знак моего Господа Иисуса Христа, Сына Бога Живого. Ты не ведаешь Его, пострадавшего ради нашего спасения, так как Бог отдал Его на страдание за наши грехи. Мы служим Ему, следуем за Ним, Царем жизни, подателем благодати.

Проконсул: Вступи же в войско и прими знак, а не то погибнешь с позором.

Максимилиан: Не погибну я, мое имя уже у моего Господа. Не могу воевать.

Проконсул: Подумай о своей молодости и иди в солдаты, служат же другие молодые люди.

Максимилиан: Им виднее, что им делать. А я как христианин не могу совершать дурного дела. Я — воин Божий.

Проконсул: Какое зло делают те, которые исполняют свои воинские обязанности?

Максимилиан: Ты сам знаешь, что они совершают.

Проконсул: Служи же. Подумай о том, как бы за свое презрение к военной службе не погибнуть от жестокой казни.

Максимилиан: Я не погибну. Если придется мне уйти из этой временной жизни, то душа моя не перестанет жить с Христом, Господом моим.

Проконсул (обратившись к служителю): Вычеркни Максимилиана из списка! (К Максимилиану) Так как ты упорно отказываешься нести военную службу, то в пример прочим и получишь заслуженный тобою приговор. (Читает с дощечки) Максимилиан за упрямый отказ от солдатской присяги присуждается к смерти посредством меча.

Максимилиан: Благодарение Господу моему!

Этот пример наглядно показывает, что христианская заповедь любить, а не убивать своих врагов уже в первые века христианства оказывала значительное влияние на верующих и их выбор. Даже угроза смерти не останавливала их перед отказом от военной службы.

(А.Пчелинцев "Право на альтернативную службу" /
"Религия и права человека. На пути к свободе совести. Вып. III", М., "Наука", 1996.)


Tags: Евангелие, история, святоотеческое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments