Игорь Николаевич М. (kot_pafnusha) wrote in christ_civ,
Игорь Николаевич М.
kot_pafnusha
christ_civ

Церковь, государство и брак - кто тут главный ?

Оригинал взят у palbes в Странноватые новые правила совершения брака в РПЦ
Увидел проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3225472.html

По-моему он какой-то странный.

Во-первых, по теме брака есть множество канонических положений, которые подробно всю эту сферу регулируют. Не совсем ясно, на первый взгляд, зачем ещё всё усложнять.

Во-вторых, необычно звучит чёткое разделение брака как такового и Таинства Венчания:
"Невозможно освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами. В то же время эти браки признаются Церковью в качестве законных..."
Вроде как до сих пор понятие брака и венчания были неразрывны. Вернее, считалось, что венчание это и есть брак (Таинство брака). Учебник Слободского, например, говорит прямо: "Таинство брака (венчание)".
С одной стороны новое положение свидетельствует о либерализации церковных воззрений: браки атеистов и иноверцев, получается, считаются действительными без церковного освящения.
С другой стороны это обозначает, что брак больше не Таинство, а сугубо светская вещь, отданная на откуп светским государственным правилам. Это положение ещё более усиливается в контексте 2-го пункта документа:
***
В остальных случаях венчание совершается после государственной регистрации брака. Всякое сожительство без заключения брака в установленном государственным законом порядке не признается Церковью в качестве брака и, по отношению к православным христианам, квалифицируется как блудное сожительство с вытекающими из этого каноническими последствиями.
***
Какие есть канонические основания требовать заключения светского брака до совершения собственно Таинства брака? Не логичнее ли было бы обратное? Зная, что для заключения светского брака далеко не всегда бывает достаточно свободной воли брачующихся (например, для граждан разных государств), мне это требование со стороны Церкви представляется необоснованным. Церковное Таинство ставится в зависимость от сугубо светских вещей. По-моему это всё равно, что требовать справку из налоговой для Причастия, или проверять прописку перед исповедью.
Более того, государственная регистрация брака по сути ставится даже выше Таинства, т.к. зарегистрированный государством "не венчаный" брак считается действительным, в то время как при отсутствии регистрации фактический брак считается "блудным сожительством" при этом вопрос о наличии венчания даже не ставится. Особенно странно это в контексте того, что само государство считает незарегистрированный брак действительным ("фактический брак"). Ввиду всего этого такой подчинённое положение церковного Таинства по отношению к светской регистрации мне представляется не правильным.

Кроме того, появилось несколько необычных причин для расторжения церковного брака:

"монашеский постриг одного из супругов;"

А почему собственно "одного"? По канонам возможно только одновременное принятие монашества обоими супругами при взаимном добровольном согласии.

"заболевание проказой, сифилисом, СПИДом, а также медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания;"
"неизлечимая тяжкая душевная болезнь, наступившая в течение брака."

Странновато звучит в контексте обещания супругов не оставлять друг друга в болезни и несчастье. По-моему такое основание для развода противоречит сути брака.

Что думают сообщники?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments