punk_lowliness (punk_lowliness) wrote in christ_civ,
punk_lowliness
punk_lowliness
christ_civ

Индивидуальность личности и чужой опыт...

Многим известна многолетняя, если не сказать многовековая, история спора веры и неверия.
Аргументов наработана масса. Но они почему-то никому ничего не доказывают.
Мне кажется, что в итоге приходится признать, что единственное "доказательство" которое имеет каждый из нас - это наше субъективное внутреннее ощущение, называемое "верой". Откуда-то оно взялось. Многие пережили сильное впечатление при обращении к вере, вероятно, не такое сильное, как у ап. Павла, но не менее значимое в индивидуальной судьбе.
Сдаётся мне, что и атеистическая аргументация, при всей своей логичности и научности, основывается на таком же чувстве, только с другим знаком.
Кроме того мы имеем огромный букет всевозможных конфессий и деноминаций, каждая из которых настаивает на своём способе Богопознания.
Отсюда возникает мысль о субъективности любой духовной практики (то, о чём мы уже начинали говорить - мы "придумываем" своего Бога, "адаптируем" избранную конфессию под свой внутренний мир). Особенно учитывая проблему существующую в российском Православии (как у других не знаю) - отсутствие духовных практиков, которым можно доверять и у которых можно поучиться. Получается, что всё, что я могу знать о вере и о Боге - это то, что происходит в моей душе. Т.е. если молитва и перечитывание рассказов отца Павла Груздева задает некое направление моей внутренней жизни и я чувствую, что это хорошо, а очередной перепой приводит к похмелью и я чувствую, что это плохо - то это и есть всё доступное мне реальное богословие. Отсюда и моя молитвенная практика (какие-то подобные вопросы уже обсуждались в Christ Civilization) - может быть любой. Такой, какая по моим субъективным внутренним ощущениям приносит мне пользу. На русском, на славянском, на языках неизглаголанных... Может соответсвовать как-то святым отцам, а может и нет...
Возможно, такая индивидуализация духовной практики есть порождение индивидуализации сознания происшедшей в ХХ веке?
Возможен ли выход за рамки индивидуального сознания? Как возможно при такой субъективности воспользоваться опытом других молитвенников, стяжать в конце концов Духа Святого, как говорил преп. Серафим?

UPD/ Вероятно, это наивно, но начавшаяся беседа прояснила мой вопрос для меня самого. Собственно - это всё тот же вопрос. Во что мы верим и кому молимся? Если все церковные благочестивые предания - всего лишь неисторичные побасенки, а новозаветные тексты непонятно кем и неизвестно когда написаны, то на что может опереться вера христианина? На собственные впечатления? Так ещё и любое "благодатное" действие в нашей душе мы, по ходу, должны признать "прелестью". Всё, круг замкнулся?
Может стоит сосредоточиться на изучении психологической литературы, благо, её сейчас в изобилии?
Tags: молитва, православие, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments