triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Воля и свобода.

Помещаю кусочек диалога с уважаемым origenic из обсуждения о природе радикализма и склонности к оному в русской культурной среде.  Вопрос о разнице между волей и свободой мне видится очень интересным. Грань тонкая, но она есть. Что лучше воля или свобода? Однозначно не скажешь. И то, и это великие...но тяжёлые дары, или нет? Или , может, такое противопоставление не более, чем софистика?  Этих и подобных вопросов много, здесь я и предлагаю их обсудить.

origenic
25 сент, 2013 01:06 (местное)
Не знаю. "Историцизм" здесь мало что скажет (посмотрел нижеследующих ораторов), психология религиозного опыта на основе извращенной (или правильной) догматики это ящетаю тоже миф - догматика очень мало влияет на реальную жизнь.. А что ты назыаешь "другими влияниями"? Исихасты-нестяжатели? Так их подавили к 15 веку либо адаптировали. Я повторюсь: влияет огромность, влияет простор, который можно освоить только силой и напором, а не какими-то умствованиями... ну и русские люди реально сходят с ума. А когда их загнали в ловушку полицейско-"православной" империи, предначертанной царем Петрушкой - дальше хоть святых выноси или ломи по-простому к западным свободам... А чем и какой мыслью и кровью те свободы западу дались, о том даже и не подумали.
triponaciy
25 сент, 2013 01:48 (местное)
влияет огромность, влияет простор...
Да, влияет , но не всё этим определяется. ) По поводу "загнали в ловушку" - ну а кто загнал? Когда русским что-то не нравилось они сносили это со своего пути, вспомним тоже польское вторжение и смуту. И каков мог быть другой, лучший выход при том, опять же, радикализме и , одновременно, разобщённости, которые были в 17м веке. Земское движение, увы, заглохло.
origenic
25 сент, 2013 18:50 (местное)
лучший выход
В польской смуте Земство вело себя чисто ситуативно: Ляпуновы во главе "Земли" стояли поочередно за Названного Димитрия, Шуйского, затем за Тушинского Вора, наконец, за Владислава и в конце концов за Минина и Пожарского... До выборов царя они не дожили. Бояре проявляли хитромудрие и даже проблески политического разума, когда стояли за Владислава, тем паче что он принял бы православие, никуда б не делся... Юный царь Михаил был навязан донскими казаками - "что ж вы спорите, вот рукописание о природном русском царе Михаиле Феодоровиче". Каком природном? Внучатый племянник первой жены Грозного? У всех как разум языком слизало. Затем сообразили, что это лучший выход - юным царем будут править мать, бояре и его отец-патриарх Филарет Никитич, поначалу бывший сугубо против возведения на трон своего сына... Так что это сказки, что ВСЕЙ ЗЕМЛЕЙ избрали Михаила... Схитрили по-восточному. Но! Западный-то варьянт развития событий, скажем, норвежский - я даже и не представляю возможным, чтоб Россия на это пошла: священник-расстрига на троне, "народный король" Сверре, окончательное низложение баглеров-лордов, народная монархия а затем постепенное новое собирание земли и замыкание в себе? Или аглицкий варьянт? Не, дорогой, наша "земля" это не норвежские бонды и не аглицкие йомены. У них другое было понятие свободы. У них свобода, а у нас - воля, две совершенно разные вещи.
<input ... >
Tags: история, психология, размышления, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments