aleksy_n (aleksy_n) wrote in christ_civ,
aleksy_n
aleksy_n
christ_civ

Таинства от Бога, или от человека

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?
Они рассуждали (...), если скажем: с небес, Он скажет: почему же вы не поверили ему?
А сказать: от человеков, боялись народа, потому что все полагали, Иоанн точно был пророк.
И сказали в ответ Иисусу: не знаем.Тогда Иисус сказал им в ответ:
И Я не скажу вам, какою властью это делаю.

Мар.11:30-33



В заметке «Считать ли таинства» участникам сообщества был предложен несложный, как мне подумалось, вопрос. С вашего позволения подведу итоги обсуждения:

1. Были отрицательные ответы. От более взвешенного — «не вижу особого смысла в таких подсчётах», до более радикального — «не думал, что кто-то может всерьез воспринимать эту средневековую арифметику».

2. Были ответы, которые можно расценить и как положительные.

О том, что седмеричность указывает не только на полноту, но даже и на «диалектику природы». Или о том, что крещение и евхаристия стоят в чём-то большего внимания, чем некоторые другие из обычаев или священнодействий. Были и примеры другого счёта. Как, например то, что освящение алтаря, монашество, отпевание, обручение, крестное знамение и другие — тоже вполне себе таинства, если считать иначе. Или, скажем так, таинства в опале, если в более привычных терминах. И правда, это священнодействия, которым на деле внимания уделяют порой не меньше, но даже больше, чем таинствам «придворным».

3. Было и замечание, что важны не столько цифры при счёте священнодействий, но исходная «средневековая мотивация деления» на таинства: какой смысл имела она когда-то, и какой смысл имеет теперь, если конечно имеет теперь его вообще.

Общее, что удалось выяснить:

Выделение каких-то священнодействий в качестве достаточно важных так или иначе подтверждается всеми участниками сообщества из тех, кто пожелали высказаться. А также то, что участники обсуждения не склонны подходить к таинствам формально. И, когда сам подсчёт таинств понимается в качестве формального отношения, он и отвергается. Но главное, что я заметил, участникам сообщества вообще не просто говорить о таинствах. А между тем, самые разные христианские церкви учат, что в них, всё же, есть какой-то важный смысл и достойный быть принятым во внимание опыт. И даже, что они не только нужны, но и что их невозможно заменить.

Потому:

Оставаясь при мысли, что сегодня, когда люди разных культур всё больше узнают друг друга, разумнее учить, что в русской церкви — семь основных священнодействий, или таинств, а не как-нибудь иначе. И подмечая, что семеричность тут означет не формальность подхода, но напротив, согласно сложившемуся в культуре употреблению — и уважение к каждому и таинств и, что ещё важнее — их достаточность и полноту. И признавая, что да, некоторые из таинств заслуживают большего внимания. Но не в силу ущербности прочих, а в силу их большей важности для жизни.

Предложу уважаемым участникам сообщества ещё один вопрос:

Таинства от Бога, или от человека?
Или, божеское и человеческое в таинствах следовало бы объяснить как-то иначе?
Tags: разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments