Александр (lt_kliner) wrote in christ_civ,
Александр
lt_kliner
christ_civ

Categories:

Чин на разлучение души от тела - эвтаназия ли?

Вопрос возник в рамках предыдущего поста об эвтаназии:
http://christ-civ.livejournal.com/299139.html
На ум пришло сравнение между бездушным умерщвлением (отключение аппарата искусственной вентиляции лёгких, например) и способом, описанным в Требнике. Речь идёт о чинопоследовании, "бываемом на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет".
Как справедливо заметил уважаемый triponaciy, это очень красивое чинопоследование, где есть такие слова в каноне от имени болящего: "Христа молите призрети на мя злополучна, живота лишившегося, и мучима" и тут же "Приклони ухо твое ко мне, Бога моего Мати... услыши стенание последнее и руку подаждь ми"; "Кая бо мне польза, души моей в страшныя муки ввержену быти, телу же пету быти от вас? Оставьте непогребено, яко да снедят пси сердце мое"... В конце же идут две молитвы священника, который просит Бога упокоить имярека в вечных селениях со всеми святыми. Конечно, важно добавить, что как канон, так и заключительные две молитвы направлены на покаяние и разрешение грехов, которые человек уже не может исповедовать. (Тут, правда, возникает второй вопрос, в сознании ли человек?)
Надо  сказать, что сближение эвтаназии и молитвенного чина, которое я по невнимательности пропустил, уже встречается в Основах социальной концепции РПЦ:
"Предсмертные физические страдания не всегда эффективно устраняются применением обезболивающих средств. Зная это, Церковь в таких случаях обращает к Богу молитву: "Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькия немощи и упокой его, идеже праведных дуси" (Требник. Молитва о долгостраждущем). Один Господь является Владыкой жизни и смерти (1 Цар. 2. 6). "В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти" (Иов. 12. 10). Поэтому Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией "не убивай" (Исх. 20. 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). Просьба больного (или просьба Богу его родственников. - Прим. lt-kliner) об ускорении смерти подчас обусловлена состоянием депрессии, лишающим его возможности правильно оценивать свое положение. Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. "Право на смерть" легко может обернуться угрозой для жизни пациентов, на лечение которых недостает денежных средств.
Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. В последнем случае к эвтаназии применимы соответствующие канонические правила, согласно которым намеренное самоубийство, как и оказание помощи в его совершении, расцениваются как тяжкий грех. Умышленный самоубийца, который "соделал сие от обиды человеческой или по иному какому случаю от малодушия", не удостаивается христианского погребения и литургического поминовения (Тимофея Алекс. прав. 14). Если самоубийца бессознательно лишил себя жизни "вне ума", то есть в припадке душевной болезни, церковная молитва о нем дозволяется по исследовании дела правящим архиереем..."
Интересно, что этот пункт попал не в раздел "Вопросы личной, семейной и общественной нравственности" и даже не в раздел "Здоровье личности и народа", а в "Проблемы биоэтики" Концепции вместе с суррогатным материнством, клонированием и т.д.

Возвращаясь к нашей теме, в Концепции нет разъяснения, зачем прибегать к сильнейшему средству (молитве), направленному к смерти. Ведь чин должен подействовать так же эффективно и быстро, как и эвтаназия. Могу предположить, что этот чин избирается, когда лечение и его духовный аналог из Требника "Молебен за болящего" перестают действовать.  А дальше по вере... И как остроумно о вере пишет А. П. Чехов в "Дуэле":
"- Вы говорите - у вас вера, - сказал дьякон. - Какая это вера? А вот  у меня есть дядька-поп, так тот так верит, что когда  в  засуху  идет  в  поле дождя просить, то берет с собой дождевой зонтик и кожаное пальто, чтобы  его на обратном пути дождик не промочил.  Вот  это  вера!  Когда  он  говорит  о Христе, так от него сияние идет и все бабы и мужики навзрыд плачут, он бы  и тучу эту остановил и всякую бы вашу  силу  обратил  в  бегство.  Да...  Вера горами двигает."

P.S. Справедливости ради нужно сказать, что этот чин пропущен современными переводчиками богослужения на русский язык (о. Г. Кочетков, о. А. Тимрот), что, видимо, является индикатором непопулярности его в современной богослужебной практике.
Tags: богослужебное, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments