?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Как большой ценитель всякого резного и, в особенности дерева, хочу поделиться, подсмотренной в другом сообществе, красотой. И ещё, хотелось бы узнать мнения, относительно образов - что они обозначают в христианстве?

Оригинал взят у uchitelj в Резное дерево из церкви Сан Лоренцо, Certosa di Firenze, Италия









































Метки:

Комментарии

( 59 комментариев — Оставить комментарий )
lana_korobova
19 ноя, 2013 22:32 (UTC)
Декоративное украшение резными деревянными панелями дворцов и домов называется Буазери. Символизировало роскошь и богатство. Как и инкрустация по дереву.
На фотографиях представлены произведения декоративно-прикладного искусства созданне в разное время. Самое позднее - резное панно обрамленное головками ангелов с изображением святого. Чувствуется влияние стиля Романтизм.,
Подлокотники декорированы фигурами грифонов, головками ангелочков с крыльями, а также сфинксами. Подобная скульптурная форма (изображение по пояс реалистичных форм переходящих в фантазийную) берет начало от резных фигур размещавшихся на носу кораблей - корриатидных ростр или как позже стали называть резные скульптуры на носу кораблей "галеонная фигура"
Инкрустированные панно: мы видим излюбленный мотив итальянского Ресессанса - гротески. В эпоху Ренессанса был открыт дворец Нерона Domus Aurea в котором и обнаружили чудной красоты орнаментальная вязь на стенных росписях дворца получившие название впоследствии "арабески" или "гротески",
Интересное и показательное описание гротескам дает А. Шастель: «...цоколь украшен уникальной вязью "гротесков" — самых пышных и безудержных, какие когда-либо приходили на ум художнику. В гуще ветвей кишат разнообразные головы и чудовища, которые летают, грызут, душат животных и других чудовищ. Самые необычные существа, почерпнутые из мифологии и кошмарных видений, движимы и снедаемы энергией, которую некуда девать. Тритоны, сфинксы, морские кони становятся здесь символом той бесцельной жизненной силы, которая, по учению платоников, составляет муку души, мятущейся между воображением и реальностью, когда для нее закрыт доступ в горний мир» {Шастель Андре. Искусство и гуманизм во Флоренции времен Лоренцо Великолепного.
Также символическое значение сфинксов, грифонов, ангелов вы можете найти в интернете.
Но. сразу хочу сказать, что не считая изображение гротесок, которые несли помимо чисто декоративной функции еще и значение связи миров явного и неявного изобажения сфинксов, грифонов в храме носит чисто декоративный характер. С ангелочками все понятно, думаю.
Никаких потаенных символических значений все эти фигуры не несут. Тенденция изображений в храмовом зодчестве чудовищ, фантастических существ, ( химер) и т.п. нечисти берет начало в искусстве Готики, олицетворявших пороки, силы зла и т. п И ,тем не менее, сфинксы и грифоны из другой оперы. Поэтому их изображение в этом храме, как и в целом, в искусстве Нового Времени - не несут негативного значения и не олицетворяются с нечистью. Например, грифон - это гибрид льва, короля зверей и орла, короля птиц. Изображение грифона есть на гербе дома Романовых, к примеру.
Сфинксы охраняют тайну, тайные знания, грифоны - богатства материальные. Это если совсем кратко.

Edited at 2013-11-19 22:54 (UTC)
uchitelj
20 ноя, 2013 06:11 (UTC)
Фантастические существа в христианстве широко распространены в романском искусстве.
Что касается разного времени изготовления - думаю вы ошибаетесь, это довольно целостные вещи, как стилистически, так и технически, это маньеризм, скорее всего конец 16-нач. 17 века.
А уж к романтизму они не имеют никакого отношения.
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 12:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 12:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 13:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 14:12 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 14:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 14:27 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 15:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 15:21 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 15:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 18:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 19:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otvezde - 20 ноя, 2013 22:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 21 ноя, 2013 05:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - otvezde - 21 ноя, 2013 11:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 06:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 23 ноя, 2013 14:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 23 ноя, 2013 14:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 12:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 13:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 14:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 15:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 15:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uchitelj - 20 ноя, 2013 15:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lana_korobova - 20 ноя, 2013 15:31 (UTC) - Развернуть
lana_korobova
19 ноя, 2013 23:07 (UTC)
также изображение женского лица а также фантастического существа напоминающео мужское лицо - это маскароны - декоративные рельефы в форме человеческих или фантастических лиц в анфас изображавшиеся, чаще, на фасадах зданий .
например, в СПб на фасадах зданий очень много аналогичных маскаронов тем, что на фотографиях в темке.
Маскароны – театральные маски в позднем Риме. Служили также "оберегами" античных храмов. Из античного наследия также и декоративные гирлядны, которыми декорированы, в частности, двери храма на фотографии.
Гирляндами также украшались древнеримские храмы, алтари.

Edited at 2013-11-19 23:19 (UTC)
otvezde
20 ноя, 2013 04:44 (UTC)
спасибо, всё очень интересно! :)
lana_korobova
21 ноя, 2013 15:06 (UTC)
информация с сайта монастыря:
http://www.cistercensi.info/certosadifirenze/storia.php

отрывок (перевод с итальянского):


В пятнадцатом веке он был полностью перестроен большой монастырь, в то время как в шестнадцатом веке был сделан через входной зоны в монастырь (две лестницы, пансиона, квадрату церкви). ...

В течение семнадцатого и восемнадцатого веков монахи преимущественно из благоустройства и поддержания памятника заняты. Многие мебель и произведения искусства, которые были введены в эксплуатацию в течение этого периода мастеров и художников оба флорентийцы других городах.

Декоративно-изобразительный наследие, как только обильные, как свидетельствует архивных исследований, является актуальным и сегодня, из-за частого грабежей и разбоев. На самом деле, собственностью картезианский Чартерхаус оставался до октября 1810 года, по приказу Наполеона, были переданы ста пятидесяти французских солдат. После восстановления Великого княжества Тосканы (1819), монахи смогли вернуться в монастырь и получил различные произведения искусства, которые были введены еще в свои места примитивов.

С этого времени он начал новый период строительных проектов, направленных на восстановление и сохранение монументального комплекса, который
усилились после 1866 г., когда итальянский стал обладателем Шартрез. Наиболее важные реставрационные работы проводились в два периода:
в конце девятнадцатого века, после 1895 землетрясения, разрушившего часть монастыря, и в конце пятидесятых годов,
когда суперинтендант Флоренции организовал всеобщее и полное восстановление, затем по проекту архитектора. Г. Мороцци, весь комплекс."

Кратко из отрывка
1. работы по оформлению интеревьера велись в 17-18 веках. Тогда же и были созданы рездные изделия из дерева флорентийскими мастерами.
2. Интерьер церкви неоднократно разграблялся, в частности в нач.19а.
3. Начиная с 1819в. в Церкви начинается период восстановительных работ. усилившийся в 1866 году и получивший новый импульс в 1895 после землетрясения..





lana_korobova
21 ноя, 2013 15:13 (UTC)
Подводя итоги обсуждения интереьера церкви замечу следующее:

ув. uchitelj написала : "Что касается разного времени изготовления - думаю вы ошибаетесь, это довольно целостные вещи, как стилистически, так и технически, это маньеризм, скорее всего конец 16-нач. 17 века."

исходя из исторической справки приведенной мною выше, мы видим, что ваши выводы ошибочны Во-первых это не Маньеризм, во вторых интер создавался на протяжении 17-18вв и . в третьих на протяжении 19 века проводились реставрационные и восстановительные работы связанные с внутренним убранством церкви.

lana_korobova
21 ноя, 2013 18:25 (UTC)
ув. uchitelj написала: "А уж к романтизму они не имеют никакого отношения."

как видим, - имеет. Цитирую: "Начиная с 1819в. в Церкви начинается период восстановительных работ." (сайт монастыря). Как известно 1820-30гг. расцвет стиля Романтизм. Независимо от дат, четко прослеживается эстетика стиля Романтизм в фигуре святого в рельефе и ликах ангелов обрамляющих рельеф.
Прослеживается четко одна стилистика, я бы даже сказала одна рука в работах, что мы видим на фотографиях по счету 15 (святой), 16 (дверь), 18 и 19 (скамьи).
Панно с маскаронами (14 фото) предположу, что выполнено во второй пол., кон. 19в. Прослеживается влияние эстетики стиля Ампир.



Edited at 2013-11-22 20:23 (UTC)
asimsky
22 ноя, 2013 19:16 (UTC)
святой Лаврений
Добавлю, что на барельефе изображен св. Лаврентий Римский на что указывает решетка, которую он держит в руках (на которой его пытали на огне).
lana_korobova
22 ноя, 2013 20:24 (UTC)
Re: святой Лаврений
Спасибо большое за информацию! Я как раз обратила внимание на решетку, на которую указывает левая рука святого.
lana_korobova
22 ноя, 2013 20:27 (UTC)

на сайте монастыря я узрела замечательную фотографию наилучшим ообразом передающую логику, символическое значение, расположения фигур путти, грифонов, сфинксов и фантастичееских существ низшего порядка.
Если совсем примитивно и в двух словах, то, мы видим членение символическое и пространственное на три уровня: верхний (путти), средний (человек, грифоны, сфинксы) и низший (фантастические морды на маскаронах расположенных на тыльной стороне (снизу) сидения). Т.е. три мира: мир Божественного, мир земного (рационального, материального: сфинксы, в частности ,олицетворяют рационализм (человеческая голова у сфинкса)) и низший мир, персонажи которого очень детально и красочно описаны в средневековых Бестиариях, т.е. мир страстей, пороков и т.п.,
К сожалению, не знаю как вставить фотографию в группе. Поэтому размещу на моей страничке.
lana_korobova
22 ноя, 2013 21:46 (UTC)
средневековая концепция "великой цепи бытия":

Свидетельство верности средневековому пониманию вещей с его
нормами связи, порядка, соподчинения, нерушимой стабильностью
общества, с его иерархией и на небе и в земной жизни и в низших мирах. (Царство небесное, Земля, Ад)

Основой средневекового мировидения, унаследованное и человеком Ренессанса и эпохи Просвещения, являются три уровня природы: низший, плотский и животный, определяемый вожделениями и страстями, высший, ангелический и божественный, зависящий от духа, и средний, человеческий, зависящий и от чувств, и от разума.
.
lana_korobova
24 ноя, 2013 14:12 (UTC)
""И ещё, хотелось бы узнать мнения, относительно образов - что они обозначают в христианстве?""

- наиболее исчерпывающий ответ вы можете получить в книге
Чезаре Рипа (ит. Cesare Ripa) изданной 1593 г. «Иконология» (Iconologia ), иконографическую энциклопедию,

цитирую Википедию: "Иконология" ставшую в эпоху барокко незаменимым источником сведений в области мифологии, литературы, искусства.
Полное название сочинения — Iconologia overo Descrittione Dell’imagini Universali cavate dall’Antichità et da altri luoghi.
Источниками для автора служили многочисленные сочинения древнеегипетских, древнегреческих и древнеримских авторов. Книга использовалась писателями, художниками и философами того времени с тем, чтобы обозначенным в ней различным добродетелям, грехам, страстям, искусствам либо наукам придать аллегорическое обличие, так как каждому понятию в сочинении Ч.Рипа соответствовала иллюстрация с подробным описанием присущих ему качеств, свойств и атрибутов.
Это сочинение Ч.Рипа пользовалось в Западной Европе огромной популярностью.
В настоящее время «Иконология» Ч.Рипа остаётся важным пособием по пониманию и расшифровке аллегорических образов и фигур в искусстве и литературе культурных эпох барокко, классицизма и историзма.
asimsky
24 ноя, 2013 14:44 (UTC)
источники образов
Один из возможных источников этой образности - апокалипсическая символика. Если евангелистов с 4 века изображали со странными крылатыми бестиями из Иезекииля, почему бы подобным зверям не появляться и независимо от евангелистов? У Лидова есть статья о библейской тематике в животно-растительных мотивах на фасадах владимирских храмов.
http://hierotopy.ru/contents/PostedPapers_13_Lidov_VisionOfChurchAndCity_CahiersRusse_2012.pdf
Классическое искусствоведение проявляло некоторую слепоту в подобных вопросах, считая эти орнаменты или чисто декоративными или рецидивами язычества. Вопрос о владимирских рельефах отчасти связан с обсуждением романской тематики в комментариях к данному посту.
Западное искусство конечно очень эволюционировало к 17 веку, так что в нашей резьбе стилистика уже вполне барочная - все какое то слишком выпуклое, излишние завитки, одутловатые ангелы (или путти? все же похоже что ангелы раз они поддерживают руки сидящих священнослужителей). Но тематика на полу-подсознательном уровне может еще несет что-то от романского апокалипсизма.
В принципе не обязательно искать в образах прямых символических соответствий, как в популярной симбологической литературе. Религиозные образы контекстуальны, парадигматичны. Они могут "просвечивать" через определенный изобразительный ряд для тех, кто чувствует, о чем идет речь. Они скорее поэтичны чем нарративны. М.Н. Соколов в двух первых главах книги "Принцип рая" хорошо пишет о том как в средневековом искусстве создавался образ рая, скорее путем намеков чем прямого изображения. Может что-похожее имело место и с апокалипсическим бестиарием.

Edited at 2013-11-24 14:46 (UTC)
lana_korobova
24 ноя, 2013 20:21 (UTC)
Re: источники образов
""Один из возможных источников этой образности - апокалипсическая символика.""

- на рубеже тысячелетий действительно апокалиптическая тематика была черезвычайно актуальна и популярна. Все готовились к концу света. Собственно мы тоже стали свидетелями некотого рода невроза в обществе в связи с переходом к новому тысячелетию. Но это ничто по сравнению с тем, что просходило в христианской Европе тысячу лет назад.
К 17 веку страсти улеглись, безусловно. Но, отголоски, в виде трансформированных, в том числе, символических образов, смыслов можно проследить и в более поздние времена.

""Если евангелистов с 4 века изображали со странными крылатыми бестиями из Иезекииля, почему бы подобным зверям не появляться и независимо от евангелистов?""

- речь о Тетраморфе (крылатое существо из видения Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла)
Популярный сюжет, имеет свою иконографию Но в изображении всегда присутствуют все четыре образа из видения пророка.
Надо отметить, что художники позволяли себе некоторую творческую раскрепощенность в выборе композиции, компоновки, но не образов и их трактовки. Разве что у очень провинциального художника и то не в силу игры его воображения, а в силу отсутствия образчиков. Но и здесь речь может идти о незначительных отклонениях изобразительного ряда, но не трактовки религиозного сюжета и образов.

""животно-растительных мотивах на фасадах владимирских храмов""
ой, да , красота неописуемая. К сожалению, не могу рскрыть файл, но имею представление о чем вы пишите. Специально не интересовалась иконографией мотивов на фасадах храма, и моя библиотека сейчас сгружена, - нет возможности пролистать соответствующую литературу.

""в нашей резьбе стилистика уже вполне барочная- все какое то слишком выпуклое, излишние завитки, одутловатые ангелы ""

- не могу не согласиться! На мой взгляд, мы имеем дело с смешением стилей.
Ряд стилистических приемов, композиционное решение ряда кресел (мастер A.F.), компоновка , ритмика (сдержанное торжественное равновесие), символика пространственного членения (антропоцентризм, а также почерпнутая у античности идея о подобии здания человеку: форма кресел происходит от форм и пропорций человеческого тела) - абсолютно ренессансные по духу .В то время как пластическое моделирование скульптурных форм - барочное, как вы точно отметили. Это не маньеризм - никакой текучести, плавучести, (змееподобности) линий, чрезмерной эстетизции формы, а вполне себе такие пышущие здоровьем , тугие, сбалансированные формы. Также просмтривается в интерьере церкви и частично в работе мастера A.F., и эстетика Маньеризма, но она не является стилеобразующей для работы мастера., на мой взгляд.

""ангелы (или путти? ""
- в итальянской традиции - путти (маленький мальчик с крылышками). Это не ангел, но ангелочек.

""Но тематика на полу-подсознательном уровне может еще несет что-то от романского апокалипсизма.""
- к сожалению, не знаю хорошо апокалипсическую символику, но символика членения на три яруса имеет более общий смысл

""В принципе не обязательно искать в образах прямых символических соответствий""
- что же касательно религиозных сюжетов - обязательно. Как я уже писала простор для фантазии мастера - художника был весьма ограничен рамками сложившейся иконографии, сюжетов и их трактовок

""М.Н. Соколов в двух первых главах книги "Принцип рая" ""
- не читала, к сожалению.

Edited at 2013-11-24 20:24 (UTC)
lana_korobova
25 ноя, 2013 13:50 (UTC)
Re: источники образов
""В принципе не обязательно искать в образах прямых символических соответствий, как в популярной симбологической литературе. Религиозные образы контекстуальны, парадигматичны. Они могут "просвечивать" через определенный изобразительный ряд для тех, кто чувствует, о чем идет речь. Они скорее поэтичны чем нарративны. М.Н. Соколов в двух первых главах книги "Принцип рая" хорошо пишет о том как в средневековом искусстве создавался образ рая, скорее путем намеков чем прямого изображения. Может что-похожее имело место и с апокалипсическим бестиарием.""

- вы затронули чрезвычайно интересную тему. Но. в рамках форума обсуждать крайне сложно, хотя хочется)
Вспомнила ближайший пример..Попытаюсь кратко изложить,
Имея представление об интерьере церкви по фотографиям представленным в теме, для меня было совершенно очевидным, что маскароны (14 фото) , носят декоративный, связующий характер. Но, увидев маскарон на тыльной стороне сидения (фотография с сайта монастыря), было очевидно, что маскарон наполнен конкретным символическим значением и не случайно в интерьре церкви; как третий образ из триады (грифон, сфинкс, путти) работы A.F. открылся и смысл того, почему и для чего резчик использовал все три фигуры..
К слову, о том, что трактовать нужно имея целостное представление о трактуемом. Понятно было, что фигуры в любом случае не случайны и несут определенную смысловую нагрузку но, без фото с сайта монастыря понять задумку мастера было невозможно..
Два маскарона: мастера AF и гораздо более поздний (фото 10,14). Ранний не случаен и имеет однозначно трактуемое символическое значение; поздний носит преимущественно декоротавный характер, в том числе присутствует игровое начало (обыгрываются более ранние смыслы, формы, линии в интерьере) и, в целом, изображен для придания большей цельности интерьера.
Затронув тему восприятия и интерпретации символических соответствий, нельзя не согласится с вашими словами если речь идет о каких-то конкретных примерах. Огромное значение имеет профессиональная интуиция интерпретатора, объем и уровень его познаний.
Но, если говорить в общем об интерпретации религиозных сюжетов, аллегорий и т.п., на первом месте стоит, безусловно, знание источников которыми руководствовался художник, а также эпоху, годы его творческой деятельности. Как правило. этого бывает достаточно для верной интерпретации символических и пр.значений.


Edited at 2013-11-25 19:30 (UTC)
( 59 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel