Екатерина (nika_daisy) wrote in christ_civ,
Екатерина
nika_daisy
christ_civ

Наследство и наследники

У Клайва Льюиса есть замечательный трактат "Христианство", где он пишет- "высокие добродетели- для тех, кому они трудны". В частности, заповедь о ненависти к ближним, которые могут заслонить собой Христа.

В связи с этим мне пришла мысль о том, что иногда современные христиане похожи на людей, получивших огромное наследство, которое требует сил, ума и мужества, чтобы им владеть и управлять, при этом ведущих себя как дети, разбирающие из желания позабавиться по частям сложный технический прибор. Нам достались в наследство сокровища духовного, художественного, эстетического содержания, которыми, как предполагается, питается и взращивается наш дух.

Сколько я могу наблюдать- оценить это сокровище, не говоря уже об осмыслить и применить- могут и хотят единицы. Большинству же вполне достаточно "свечек и записок", ну там хор послушать, проповедь, к кресту приложиться. Если очень благочестив- подойти к батюшке спросить, в какой цвет забор покрасить.

Всё потому, что пришедший в храм человек не понимает, как и куда можно расти, если всё как бы до него придумали и составили- учение,богослужение и оформление в храме. При этом единственная как бы задача- признать себя окаянным, недостойным и далее по списку и "расти духовно", чтобы соответствовать предлагаемым стандартам святости.

Я лично, проведя на клиросе достаточно времени, поняла, что люди постепенно становятся "экспонатами" в этом музее образцов святости, а растут и зреют как личность единицы, живущие в противофазе существующей церковной системы .

А ведь каждый человек дорог Богу уже потому, что он есть и малейшее желание идти Ему навстречу приветствуется так же, как многолетние труды праведников. И важно, чтобы в каждый момент, на каждом этапе человек мог оставаться самим собой, не подстраиваться под "образец", составленный много веков назад, мог органично сочетать обычные дела с церковной жизнью. Мне кажется, что в том ритме, который задаёт современный мир, это практически невозможно.

Богослужение непонятно, черезчур продолжительно, не даёт большинству возможности участвовать в нём лично, некомфортно- стоять неподвижно 2-3 часа, иногда натощак- это настоящая пытка для организма. Подвигу место всегда должно быть- но подвиг должен быть добровольным, а не вынужденным. К примеру, д.б. возможность присесть  .

Приоритет во внутрицерковных отношениях строится на принципе иерархии, а не любви и взаимоподдержке. "Прежде всего - послушание и смирение ." - перед священноначалием, в первую очередь.

По моему мнению, просто собраться и вместе почитать, а потом обсудить что-то из Евангелия было бы гораздо продуктивнее, чем изо дня в день совершать неподвижный веками ритуал вечерня-утреня-часы- Литургия. Ну, Литургия куда ни шло, хотя тоже раза в два как минимум можно сократить, одних ектении штук 5 лишних! С иерархией ничего не сделаешь, а ведь было бы совсем не лишним напомнить слова Христа о том, что "не завите себе отца на земле. есть один Отец ваш- Сущий на Небесах" .

Ну то есть хотя бы пытаться расти самим, а не радоваться, какое замечательное нам досталось наследство, как будто это единственное, что нам осталось.Что бы хоть чуть-чуть соответствовать изнутри тому,до чего предыдущие поколения дошли своим трудом.

Tags: РПЦ, Христос, злободневное, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments