reflechant (reflechant2) wrote in christ_civ,
reflechant
reflechant2
christ_civ

Кем надо быть с эллинами 21 века

"Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых" (1 Кор., 9:20-22)

Мы даже не представляем как это трудно. У каждого свой образ праведника, и не вписывающегося в него многие просто не разглядят.

Но здесь и другой вывод: незачем принимать облик, удобный для давно умерших поколений. Человек Средневековья не смог бы принять Церковь в том виде, что описан в посланиях апостолов. Церковь в этом прогибалась под общество (и должна прогибаться, наверное, также как Павел), приняв в итоге нынешнюю форму патриархальной структуры с пышными храмами и одеждами и кучей правил (не догматов). Твердеть в этой форме не надо было. Кем же быть с современным человеком? Каким иудеем или эллином? Мне кажется, что вл.Антоний (Блум), например, нашёл правильный тон разговора. Быть открытым каждому, это нелегко, но мы не в викторианской Англии и сейчас это единственный возможный вид разговора о серьёзных вещах. Проповеди, похожие на лекции или на доклад чиновника, пышные здания, Литургия, похожая на античное театральное представление - это всё совершенно не только не трогает, но и отвращает. Нынешний образ Литургии также архаичен как парады, флаги, гимны, гербы, боевые кличи - когда-то они вдохновляли, сейчас - музейный реквизит. Я не говорю, что в них нет смысла, но акцент надо делать не на них.

Попробую выделить основные вехи, которые отличают современного человека от человека Средневековья (во время которого и сложился образ земной церкви):


  • люди больше не склонны к символизму, он утомляет и не трогает сердце

  • люди больше не считают, что большое крепкое дерево сильнее гибкого ростка, и что религия это система табу

  • люди совершенно равнодушны к идее цикличности (круги богослужения)

  • люди готовы поиграть в священный язык (если это ролевики-толкиенисты) только пока он не становится регулярным и обязательным

  • люди больше не принимают собеседника, который "закрыт" перед ними и их гораздо больше интересует личный опыт, чем притчи и схоластика

  • люди не понимают как может бородатый человек в неудобных и тяжёлых золотых одеждах, которому все целуют руку представлять Христа Царствующего ("Это так вы представляете Civitas Dei?!"). Образ Христа, возлюбившего мир и пришедшего спасти грешников как молодого человека в сияюще белом хитоне с храмов 19 века кажется более привлекателен. (мы сейчас говорим не о сути, а о символе)

  • современный человек никогда бы не стал мистическое действо, состоящее из молитвы и трапезы, превращать в то подобие античного театра, которое мы имеем счастье наблюдать каждое воскресенье

  • современный человек не вынесет нормальную катехизацию, какой она была у Златоуста, например. Именно в формате: вот сейчас мы вас научим, а потом. Да, всеобщее образование и все дела, но надо ли людей так грузить, как это пытаются делать сейчас? (Вопрос: как с этим дело было в апостольской общине? Сразу ли они давали доступ новоначальным к Трапезе, попутно наставляя в вере, или нет?)

Что вы думаете по этому поводу? Я, конечно, не все отличия уловил, какие-то мог описать коряво. Многие из этих черт современного человека совсем не обязательно хороши и могут принести проблемы в духовной жизни. Но миссия обращается именно к ещё неверующим, таким какие они есть.

P.S. ОСОБО ПРОШУ: если вам покажется, что какое-то важное отличие современноо человека от средневекового я пропустил, то укажите в комментариях и я добавлю его с ссылкой на автора

Tags: размышления, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments