triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Искрящие пересечения вертикалей.

В связи с последними событиями в РПЦ и вокруг, многие спрашивают в т.ч. и у моей скромной персоны: «что происходит?» и « чья сторона правильная?». Иные взялись горячо защищать о. Андрея Кураева, иные – радостно топить.
Чтобы два ( три, четыре, восемь и т.д.) раз не вставать, изложу свою личную ( не более) точку зрения на происходящее на наших глазах .
Сейчас в и вокруг МП борются две мощные силы. Т.е. их гораздо больше, но как часто при политической борьбе, участникам приходиться формироваться вокруг одной из двух основных партий.
Итак, партия N1: «Патриархийная» или «реформаторы». Это сторонники церкви, как жёсткой иерархической неподконтрольной закрытой системы , как одного из коренных оснований государства, пользующихся значительным влияние в коридорах власти и имеющие доступ к значительным финансовым источникам. С государственной властью данная структура имеет некий неписаный договор, по которому МП поддерживает власть по всем основным направлениям, а власть взамен, поддерживая церковных верхний узкий эшелон, не сильно влезает во внутри-церковные дела и кассу .
Партия N 2. «государственники» или «консерваторы». Государственные и церковные силы сильно недовольные деятельностью нынешнего руководства МП , нарушением этой группой статуса кво по ряду направлений, как внутренних, так и внешних. По сути, они стоЯт за прямое подчинение церкви государству. Восстановление своего рода синодального периода, с элементами советской системы уполномоченных.
Нынешний «голубой» скандал - в интересах этой второй силы, т.к. люди , представленные в руководстве МП, ассоциировались с близостью к «голубому лобби» ( мнимому или настоящему – другой вопрос) ещё в 80е. Понятно по контексту, что только «кесарь» и его власть может «спасти церковь» от этого, а из этого следует: «Вся власть кесарю!» , ну , при помощи верного ему «обер-прокурора Священного Синода», который должен следить за наведением порядка.
Позволю себе предположить, что неожиданно резкая активизация таких ярких фигур, как о. Кураев и о. Охлобыстин связанны именно с усилением этой второй группы. Причём, это не значит, что им обязательно кто-то дал задание, нет, вполне возможно они просто понимают или чувствуют на кого ориентироваться.
Знающие историю легко проведут аналогию с 17 веком. Те времена «укрепления вертикали» после смутного времени во многом напоминают нынешние. Хотя, пока ещё мы не можем сказать, всё ли пойдёт по тому сценарию. Что ждёт «тишайшего» правителя и «строптивого» патриарха и возникнет ли в процессе этой борьбы народная рефлексия раскола – это всё вопросы будущему.
А в нынешнем времени , я бы не советовал никому из близких по взглядам людей присоединяться в этой борьбе ни к одной из сторон, тем более , что эта битва двух вепрей вполне может оказаться выгодна третьему – тем силам, которые вообще не хотели бы видеть церковь и христиан чем-то заметным. По-настоящему независимой , способной к самоочищению церковь может быть способна только в двух случаях: либо в гонении, либо в свободном и зрелом обществе, при этом не столь важно что за устройство у этого общества : что угодно, от конституционной монархии вплоть до союза независимых анархо-коммун.
Иисус и Его Церковь существуют совершенно в измерении «Царства не от мира сего» и в идеале в своём земном измерении должна бы жить вне всех этих вертикалей власти и страха , в соборном духе любви и верности Его заповедям.
Tags: Московская патриархия, РПЦ, аналитика, злободневное, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments