Thomas Cranmer (thomas_cranmer) wrote in christ_civ,
Thomas Cranmer
thomas_cranmer
christ_civ

Category:

Кураев как персонаж "Звездных войн"

Оригинал взят у davlatov в Кураев как персонаж "Звездных войн"

"Страх есть путь на тёмную сторону. Страх порождает гнев, гнев порождает ненависть, ненависть — залог страданиям. Я сильный страх в тебе ощущаю" (мастер Йода о Энакине Скайуокере).

Я церковной жизнью не очень интересуюсь и о скандале, связанном с Кураевым, узнал недавно. Выступление Кураева, конечно, можно рассматривать как камень, брошенный в подернутую ряской воду… В каком-то смысле это даже хорошо: когда многие годы в ЖЖ звучала критика РПЦ православные отмахивались - все это выдумки. С Кураевым им приходится считаться. А главное в том, что посты Кураева заставляют беспокоиться: я подхожу облобызать руку епископа, а что эта самая рука творила накануне?

Только вот вода скоро успокоиться, а большинство в РПЦ даже не заметят брошенный камень. В нашей трясине гору можно утопить…

Важно другое, ведь сейчас Кураев впервые поступает антицерковно. Если Кураева действительно так волновала тема гомосексуализма в РПЦ надо было бы действовать изнутри, малоэффективными, но лояльными способами. Дьякон выбрал сноуденский вариант, но, разумеется, невозможно поверить в то, что им движет идеалистический порыв к очищению РПЦ.

Из всех тяжелых болезней, которыми больна РПЦ, Кураев выбрал самую незначительную. Выбрал потому, что наше общество свихнулось на гомофобии. Вместо темы епископов-гомосексуалистов можно было бы с тем же успехом поднять тему голубых врачей, голубых учителей, голубых продавцов в супермаркете. Две главные особенности темы, которую поднимает Кураев, заключаются в:

1. безусловной поддержке обществом, в том числе неверующей публикой, поскольку настоящие православные люди привыкли к безобразиям Церкви и научились с этим жить, отделяя благодать Церкви от беззаконий ее служителей.

2. абсолютная бесперспективность борьбы с «голубым лобби», поскольку юридически безукоризненных доказательств, позволяющих обвинить кого-либо из иерархов в гомосексуализме не существует. Разве что кто-то, как Моника Левински, хранит в холодильнике забрызганный спермой подрясник. Без доказательств, на основании недобросовестного навета в содомии можно обвинить любую неугодную фигуру (что уже проделали с покойным митр. Никодимом).

Тема борьбы с «голубым лобби» полностью выхолощенная и бессмысленная еще и потому, что такого лобби не существует. У голубых иерархов нет общих целей, за которые они могли бы бороться в РПЦ. Любое лобби должно продвигать выгодные кому-то кадровые или политические решения. В каких решениях заинтересовано «голубое лобби»? Продвигать своих людей на церковные должности? А зачем? Разве посадив на патриарший престол своего человека, голубые епископы будут чувствовать себя более свободно, чем при действующем патриархе-гетеросексуале?

РПЦ (как и католическая церковь) неизбежно сталкивается с ситуацией, при которой число гомосексуалистов в ее рядах существенно выше, чем в общей популяции. Дело в том, что монашество, с отказом от брака, неизбежно будет привлекать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, тех, кто не испытывает желания создать семью. Причем, эти люди часто могут не осознают себя гомосексуалистами.

Такие люди не представляют угрозы для Церкви, в которой поддерживается здоровый религиозный климат. Если каждый служитель будет бояться нарушить устав, а каждый соблазненный сможет положиться на активную поддержку клириков, факты о которых пишет Кураев станут невозможны.

Проблема заключается не в том, что среди служителей РПЦ есть гомосексуалисты, а в том, что любой клирик в РПЦ чувствует себя безнаказанно. Кураев довольно натуралистично обсуждает вопросы анального проникновения, но хочется спросить: а девочками в РПЦ никто не интересуется? Гетеросексуальное монашество у нас безгрешное, как ангелы? И церковными должностями никто не торгует? И стяжанием богатств неправедных никто не занят? И никто из имеющих высокопоставленных духовных чад и покровителей не использует их для лоббирования интересов третьих лиц? А рядовые попы, возомнившие себя старцами, в меру собственной безграмотности или по злобе не калечат жизни своих духовных чад?

Борьба Кураева с «голубым лобби» напоминает атаку на ветряную мельницу. Только вот трудно заподозрить дьякона в донкихотстве. На жертву гомосексуального насилия наш борец тоже не похож. Зачем же он ведет борьбу, которая будет стоить ему сана?

Во-первых, я не исключаю обычной истерической реакции. Кураева принято считать умным человеком (почему-?) и опытным политиком. Однако, дьякон, поставивший себя вне системы (он отказался от стандартной карьеры, от должностей, а мог бы давно достигнуть епископства), скорее всего отличается низкой внутренней дисциплиной. Кроме того, слушатели Кураева (на 99% - профаны в религии) за долгие годы изрядно подняли его самооценку. И вообще, если в России ты можешь выступать без бумажки и умеешь ответить на неподготовленные заранее вопросы, очень легко возомнить себя гением. Отражение дешевого любования самим собой у «самого молодого персонажа словаря Философы России» можно без труда различить на главной страницы кураевского портала. В том, что дьякон способен на саморазрушительную для своей карьеры истерическую реакцию, сомневаться не приходится. Да в общем-то и настоящей карьеры у него нет. Есть популярность, как у отечественных звезд телевидения.

Во-вторых, месть. Может быть тоже замешанная на истерии, на том, что какие-то ожидания или пожелания не были удовлетворены священноначалием. В этом случае все крики о «голубом лобби» направлены в сторону светских властей и против патриарха. Это сигнал о том, что святейший Кирилл – неэффективный управленец. Сравните голубые скандалы у нас и в Ватикане. Там информацию поставляет светская пресса (большей частью желтая), а у нас нелояльность продемонстрировал один из наиболее известных в обществе сотрудников РПЦ. Значит, корпоративная дисциплина ниже плинтуса. Но Путин об этом и так знает, и уже давно сократил свое общение с патриархом. И потом, после эпизодов с «нанопылью» и «часами» факт того, что патриарх не может контролировать информационное поле вокруг себя ни для кого не секрет.

Третий вариант. Кураев устал от долгих перелетов, от бессмысленного миссионерства, от мелких стычек со слабыми врагами, которые давно не приносят славы. А св. Грааль наш рыцарь так и не нашел (и вообще трудно себе представить, что у деятельности Кураева была какая-то рациональная цель, пусть даже мистическая). И решил наш Энакин Скайуокер стать Дартом Вейдером… Это маловероятно, тут нужны решимость и воображение. Хотя в итоге очень скоро Кураева придется позиционировать как православного Дарта Вейдера.

Так что рациональных причин для крестового похода против геев я у Кураева не вижу.

И наконец, сказанное Кураевым рано или поздно выйдет из блогосферы и ударит по престижу РПЦ. И это не политика. Политика могла бы заключаться в образовании епископской партии, направленной на реформирование РПЦ (насмешил?). Это истерика, направленная в сторону беззащитных геев, которая при нежелательном раскладе приведет к очередному витку гомофобии.

Это были слова davlatov. От себя могу добавить, что рациональная (ну, в какой-то мере) причина, быть может, и есть. О. Андрей любит рассказывать, как лихо он обвёл вокруг пальца советскую систему, перейдя в МДА прямо с кафедры научного атеизма. Может, кто-то и верит этой наивной истории, но я почему-то считаю, что подобный переход бесплатным быть не может. И о. Андрей, вероятно, эту цену заплатил и платит до сих пор.
Tags: 21 век, Московская патриархия, от святых до грешников
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →