aleksy_n (aleksy_n) wrote in christ_civ,
aleksy_n
aleksy_n
christ_civ

Categories:

Крещенская и Богоявленская



Каждый знает о церковном освящении воды в конце святок.

Как с самой водой, так и с этими днями связано немало обычаев и поверий. И один из них — святить воду дважды. А поверье, что вода-то разная! Впрочем, не хотелось бы кого запутать, потому сразу скажу, что она хоть и разная, но и одинаковая :) Однако тонкости водяных приключений уж очень хороши.

У П. Флоренского читаем, что в навечерие (18-го) вода освящается для освящения храма, домов и т. д. Словом, для употребления внутреннего, ad intra. В день же Крещения — для внешнего, ad extra. И тут уже освящаются естественные водоёмы, природа, мир. Но на этом автор не останавливается, а добавляет, что первая вода благодатнее второй.

А у Г. Чистякова читаем историческую справку. Оказывается, есть основания полагать, что до XII века в России воду дважды вовсе не святили, а стали это делать лишь когда усвоили иерусалимский церковный устав. В XVI веке патриарх Никон отменил второе водосвятие. А тех, кто не послушается, конечно же, проклял. Но собор судивший Никона (1666) вернул второе освящение. Не забыв ещё более страшно заклясть тех, кто его не послушает. Впрочем в 1682-м выходит устав, вновь оставляющий только одно водосвятие. А устав 1695-го его снова разрешил.

Эпоха патриархов кончилась и пришло синодальное время. В уставе 1749 статья о двукратном освящении вычеркивается. В уставе 1791 появляется опять. В 1794-м решают статью вообще не печатать. В уставе 1814-го снова нет указания о втором освящении воды. Но в 1838-м она опять появляется. И больше, кажется уже не правится до наших времен.

Сегодня часть никониан только первую воду признаёт за великую святыню. Другая часть, намного большая, разделяет мысль, что все освященные воды равны. Однако есть и часть несогласная с обоими предыдущими. Эти исповедуют учение о трех водах.  По их мнению, самая важная вода с навечерия, её можно использовать лишь в первые часы. Вторая вода следующего дня, крещенская. Её хранят год, используют особо. Третья с обычного молебна. Её пьют без особых затей. Староверы же согласны только с первой частью никониан. Таковы подходы к агиасме у разных православных. Таковы неписанные толки и согласия.

Впрочем, говорят ещё о сретенской, четверговой, непочатой и прочей особой воде. Но они за рамками заметки. А вот по ссылкам не поленитесь сходить. Я, пересказывая, часть деталей опустил.
Tags: богословие, богослужебное, двунадесятые праздники, история, уставы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments