?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Каждый знает о церковном освящении воды в конце святок.

Как с самой водой, так и с этими днями связано немало обычаев и поверий. И один из них — святить воду дважды. А поверье, что вода-то разная! Впрочем, не хотелось бы кого запутать, потому сразу скажу, что она хоть и разная, но и одинаковая :) Однако тонкости водяных приключений уж очень хороши.

У П. Флоренского читаем, что в навечерие (18-го) вода освящается для освящения храма, домов и т. д. Словом, для употребления внутреннего, ad intra. В день же Крещения — для внешнего, ad extra. И тут уже освящаются естественные водоёмы, природа, мир. Но на этом автор не останавливается, а добавляет, что первая вода благодатнее второй.

А у Г. Чистякова читаем историческую справку. Оказывается, есть основания полагать, что до XII века в России воду дважды вовсе не святили, а стали это делать лишь когда усвоили иерусалимский церковный устав. В XVI веке патриарх Никон отменил второе водосвятие. А тех, кто не послушается, конечно же, проклял. Но собор судивший Никона (1666) вернул второе освящение. Не забыв ещё более страшно заклясть тех, кто его не послушает. Впрочем в 1682-м выходит устав, вновь оставляющий только одно водосвятие. А устав 1695-го его снова разрешил.

Эпоха патриархов кончилась и пришло синодальное время. В уставе 1749 статья о двукратном освящении вычеркивается. В уставе 1791 появляется опять. В 1794-м решают статью вообще не печатать. В уставе 1814-го снова нет указания о втором освящении воды. Но в 1838-м она опять появляется. И больше, кажется уже не правится до наших времен.

Сегодня часть никониан только первую воду признаёт за великую святыню. Другая часть, намного большая, разделяет мысль, что все освященные воды равны. Однако есть и часть несогласная с обоими предыдущими. Эти исповедуют учение о трех водах.  По их мнению, самая важная вода с навечерия, её можно использовать лишь в первые часы. Вторая вода следующего дня, крещенская. Её хранят год, используют особо. Третья с обычного молебна. Её пьют без особых затей. Староверы же согласны только с первой частью никониан. Таковы подходы к агиасме у разных православных. Таковы неписанные толки и согласия.

Впрочем, говорят ещё о сретенской, четверговой, непочатой и прочей особой воде. Но они за рамками заметки. А вот по ссылкам не поленитесь сходить. Я, пересказывая, часть деталей опустил.

Комментарии

( 26 комментариев — Оставить комментарий )
capuchinka_451
25 янв, 2014 18:18 (UTC)
а сами-то вы что думаете?
aleksy_n
25 янв, 2014 18:24 (UTC)
Уважаемая Капучинка, вы по всем ссылкам сходили?
capuchinka_451
25 янв, 2014 18:27 (UTC)
а должна была?
aleksy_n
25 янв, 2014 18:57 (UTC)
Не знаю, вам виднее.
Что же до того, как, на мой взгляд лучше, то см. последний абзац
triponaciy
25 янв, 2014 20:40 (UTC)
ИМХО
Здесь как раз та история, когда хочется создавать богословие на дутом месте. Чин освящения СОВЕРШЕННО одинаков на Навечерие и само Богоявление, так откуда ж взяться особым свойствам? Не, напридумать можно что угодно, если хочется, оно может коку-то даже и нужно. Но изначально то воду освящали именно для крещения новых членов Церкви ( других свидетельств мы просто не знаем из периода ранней церкви), и ясно , что окропление и особое почитание воды, как особой святыни пошло позже, когда крестить и в обычные дни стали.Это нормально, но лучше бы не забывать о изначальном и главном назначении . .
aleksy_n
25 янв, 2014 21:14 (UTC)
Re: ИМХО
Конечно одинаков!
Но тут, если честно, два вопроса могут обсуждаться.
Первый про то, почему это водосвятие "великое".
В чем его особое отличие от прочих.
А второй про то, как исторически сложились разные "взгляды" на те воды.
Разбирая такие вопросы как последний, не редко можно много любопытного узнать.
triponaciy
26 янв, 2014 04:08 (UTC)
Re: ИМХО
Ну, Великое , потому как именно в день воспоминания Богоявления
А исторически... Тут, да, много и интересно можно копать. Общий подход, что из-за отхода от первоначального главного смысла, стали всплывать второ и третьестепенные, помноженные на любовь к почетанию святынь и прочие средневековые прибамбасы. Но это я очень грубо.
aleksy_n
26 янв, 2014 16:01 (UTC)
Re: ИМХО
Про Богоявление понятно. Но это чисто формально. А по существу тут есть некоторые интересные моменты. Мне кажется так:

Большое водосвятие включает в себя всякие паремии и проч. То есть тут не только сама вода, но ещё и служба -- обрядовое оформление События. Так сказать, церковный, или литургический календарь. А что тогда тут будет событием? Очевидно, что приобщение людей к Небу. И тут даже не надо проводить разницу между обычным крещаемым и Спасителем. Тут, напротив, общее.

Обзовем это общее по школьному, скажем -- сыновство. А в чем суть сыновства? В сообщении с Святыней. Причем с Живой. А когда так, то вода оказывается образом и метафорой Бога. А лучше, св. духа. Что собственно и звучит во всех эти х словах о благодати, и проч. Они в сути же своей верные. Ну, а формы поэзии, они просто разные в разные века.

Имеем, великое водосвятие -- велико (уникально), тем, что в нем вода не только освящена молитвой, но и литургическими смыслами года. В данном случае -- связью людей и Неба. И мыслью, что она не отнимается. По той же мысли и крещение едино. Потому же и великое водосвятие -- литургически едино.

Его величие (= уникальность) в том, что уникальна Встреча человека и божественных энергий. Какая не потому не повторяется, что "это невозможно", но потому что они верны человеку (=бог верен) и нельзя приобрести заново то, чего ты ни разу не терял.

В общем, тут "мы успели в гости к Богу"
А потому она бывает в известных случаях и "за" причастие
И "стоит" весь год (= вечно), и "сильнее" (ср. крещение больше исповеди) и т.д.
aleksy_n
26 янв, 2014 16:23 (UTC)
Re: ИМХО
Теперь про различия.

1. Первое из того, что хотя оба крещенских водосвятия и одинаковы -- литургически (ибо вспоминается одно и тоже, молитва одна и та же, и т.д), однако они по разному окрашены. Как та фелонь. Хоть золотая, хоть белая -- все одно -- фелонь. А разная окраска вот какая. Сочельник -- постный. След. день -- красный. В этом смысле вряд ли можно говорить о разных качествах воды. Но о разных гранях, хотя бы смысловых, можно. Первая краше своей чистотой, вторая торжеством. Первая -- ближе образу блудного сына (уже покаявшегося). Вторая -- перстню, какой ему дает отец. Я прекрасно понимаю, что накручиваю. Но это только способ подчеркнуть оттенки смыслов. У меня просто иначе не получается. Это не значит, что ведро первой лучше пить про покаянии, а вторым всех поливать во время праздников. Но я и не изобретаю. Сам строй богослужений тоже, ведь про это. И вот в этом смысле между ними таки есть разница. В общем, тот же камушек самоцветный. Но с разных граней отсвечивает по разному.

2. В народе "волшебная" вода известна и вне христианства. А вот крещение, богоявление вне христианства неизвестны. И потому у народа есть свои культурные, исторические причины для суждения о воде. Сбоё, независимое от церкви богословие воды. Все они связаны с естественными явлениями. В данном случае это зимний солнцеворот. Смена вех. Волшебное пространство вне времени. И отсюда, кстати, как "загадай желание" на Н.Г. так и купания в прорубях с "прощением грехов". И вот в "ходах на иордань" народ видит совсем не то же, что в освящении купели в храме. Не литургическое, а природное действие. То есть тут сталкиваются две культуры а) древняя, общечеловеческая, дохристианская, в обиходе именуемая ещё языческой, и б) церковная, христианская, литургическая. Ну а как церковь сама приклеила свои зимние праздники к народным зимним праздникам, и зазор до сих пор до конца не уничтожен, то двоит и в понимании водосвятия :)

И тут уже дело личного подхода. Одни видят конфликт языческого и литургического. Другие, что христово всё равно освящает всё живое, потому что в своей сути они одно и то же. Христово и есть Живое. Если брать шелуху наших ошибок (греха) и придумок. И тогда в основании своём конфликта нету. Ну, а как божье и есть основания, а не частности. То вода всё же одна, а не разные. Но это если искать в ней именно божье. А если прочее (тварное), то у каждой воды уже окраска своя.

Извиняюсь за бестолковость изложения.
Но у меня воды всегда много.
Надеюсь главное не потонет.
Вот, как умел рассказал :)
triponaciy
27 янв, 2014 05:51 (UTC)
Re: ИМХО
Это у кого было ? У Ардова? " Вы заметили, как этот ладан подходит к этой Херувимской" в устах церковных интеллигентных стариков старой школы. Плохо это? Нет, конечно, утончённый эстетизм хорош( если это не форма нарцисизма) вещь добрая.
Вот так и здесь, думаю, то, что Вы пишете. Это такие тонкие богословские и литургические оттенки, что хорошо . Но проблема в том, что этот эстетизм с временем стал слишком уж давлеть, причём, смыслы тонкие давно потерялись, а эстетизм обрёл каменную форму "традиции".
Я не очень внятно, но , надеюсь, вы меня поняли)
aleksy_n
27 янв, 2014 18:10 (UTC)
Re: ИМХО
Насчёт эстетства думаю так.
Во-первых всё должно быть просто и функционально.
Вот речка, вот вода, если хочешь креститься, то этого и достаточно. Всё.
В этом плане даже хождение вокруг купели уже эстетство с любопытным, кстати, хвостом.
То есть когда есть хотя бы малое подозрение, что человек соблазнится или запутается, то всё эстетство выкинуть и забыть. Ну, а как человек не против малой толики уже какой-то культуры, то можно и вокруг купели, и рукой по воде, и даже с красным ладаном под праздник, лишь бы не пахло дешевой синтетикой :)
То есть эстетизм как форма работающая сама на себя это уже самоедство какое-то.
Но если сама вера человеком уже усвоена правильно, то тонкие смыслы, считаю, тоже не бесполезны. Ну, и плюс из истории могут не мало чего открыть.

Однако, если дожать логику антиэстетства, то и двойное водосвятие можно под вопрос поставить. Народ же просто думает: раз она одинакова, зачем святить дважды? Тем более, что это "дважды" не просто первая купель да вторая, но два литургически различно оформленные действа. Можно было бы, дать одному значение обязательного, а другому факультативного. К примеру по принципу "аще много народу, да усмотрит настоятель". Но ни этого, ни подобного не делается. А когда так, то и вина устава, а вернее тех, кто его контролирует, в соблазне народа отчасти есть.
constriktor
26 янв, 2014 12:47 (UTC)
Re: ИМХО
Стало великим, когда появилось малое.
aleksy_n
26 янв, 2014 16:26 (UTC)
Re: ИМХО
А когда?

тыц, тыц -- сколько народу, столько и мнений :)

Edited at 2014-01-26 16:33 (UTC)
constriktor
26 янв, 2014 16:57 (UTC)
Re: ИМХО
Примерно в то же время, когда крестить стали не только накануне Вербного, Пасхи, Пятидесятницы, Рождества и Богоявления (два последних праздновались в один день).
aleksy_n
26 янв, 2014 17:09 (UTC)
Re: ИМХО
Это понятно. Но ни Иоанн, ни апостолы ещё не "святят" воду буквально, сколько известно.
Да и их последователи "призывая благодать" "на воду" призывают её прежде всего на самого крещаемого. Однако, с какого-то момента начинают воду крестить (буквально). Я даже предположу, что это века с 4-го, хотя могу и ошибаться. Освящение же самих купелей вероятно, пошло тогда, когда стали их делать. То есть перешли от крещения в проточной к именно, что ритуалу. Что, опять же, предположительно, веку к 4-му. Ну а от массового крещения по пасхам уже шаг был до массовых на богоявление, сначала, как вы и говорите, нераздельное. Но тут ещё один момент, довольно самостоятельный, молитва над водой, какую хочешь пить.
constriktor
26 янв, 2014 17:47 (UTC)
Re: ИМХО
Ну вот и ответ - это был процесс.
aleksy_n
26 янв, 2014 18:28 (UTC)
Re: ИМХО
Думаю, ещё одной стороной процесса был сам народ, какой не только краску с икон добавля известно куда (но позже), но и колдунствовал, как умел по домам. А в начале и не только по домам. И массово. Церковному аппарату ничего не оставалось как перехватить инициативу и объявить боле мене нормальное колдунство своим, и ввести в общецерковное употребление. Ну и ниточки стали срастаться. И сплетаться в ту веревочку, за кончики какой мы сеодня держимся. А как аппарат стал осваивать, то осталось написать уставы да чинопоследования. Ну и пошел уже сегодняшний процесс.
constriktor
26 янв, 2014 18:46 (UTC)
Re: ИМХО
И сопутствующий процесс - прекращение практики хранения Св. Даров дома и самопричащения. Результат - окончательное оформление целостной Литургии Преждеосвященных.
aleksy_n
26 янв, 2014 19:08 (UTC)
Re: ИМХО
да, возможно, что и так
livejournal
25 янв, 2014 21:17 (UTC)
Пичалька - о любви Божьей по календарю
Пользователь brusilovsky сослался на вашу запись в записи «Пичалька - о любви Божьей по календарю» в контексте: [...] Спасибо aleksy_n - озадачил тут [...]
gm_dar
26 янв, 2014 02:24 (UTC)
Вопрос дня: православное или церковное?
Какую-то ерунду вы тут обсуждаете. ;) Вот настоящая проблема: http://gm-dar.livejournal.com/48481.html
aleksy_n
26 янв, 2014 16:30 (UTC)
Re: Вопрос дня: православное или церковное?
Где тут ставят плюс?! :)

Но, кстати, полностью аналогичная проблема, да.
Хотя и более профанированная. Но точно такая, да.
Ну, а выбор между церковное или православное :)
Ха... наш народ не проведёшь!
josef_brave
26 янв, 2014 02:56 (UTC)
Оставлю это здесь:
http://josef-brave.livejournal.com/2960.html

Edited at 2014-01-26 02:57 (UTC)
aleksy_n
26 янв, 2014 16:30 (UTC)
Ага. Очень к месту. Спасиб.
thomas_cranmer
26 янв, 2014 21:14 (UTC)
У старообрядцев вода с навечерия суперсвятая, а с самого праздника Богоявления - так себе, с небольшой присвятью разве что. Но и навечерняя вода (глаголемая "агиазма" у них) становится таковой не сразу по освящении, а через 2-3 часа, в течении которых она должна облагородится и набрать градус. Я сначала не поверил, когда услышал, но мне был предъявлен нотариально завереный пруф.

(Большой Устав (Око церковное),М.,1641,л. 400 об.):


Edited at 2014-01-26 21:15 (UTC)
aleksy_n
26 янв, 2014 23:48 (UTC)
О, спасибо.
По ссылке, что я даю в тексте ("историческая справка") тоже упоминается этот рассказ.
Но фото там конечно нет.
( 26 комментариев — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel