Thomas Cranmer (thomas_cranmer) wrote in christ_civ,
Thomas Cranmer
thomas_cranmer
christ_civ

Category:

Honest to God

Я вырос в религиозной советской семье, и оттого очень хорошо знаю цену нынешнему "святоотечески-мыслящему" псевдоправославному постмодерну. Я знаю про него главное - двадцать лет назад его не было. Да, были корни и предпослылки - но нет в мире ничего нового, к чему бы не было корней и предпосылок. При этом удивительное дело - "святоотеческий" постмодернизм, устраивающий полиграфические инсталляции из расчлененных отрывочков христианской богословской мысли, сам по себе никогда не вызывал у меня раздражения. То, что он находится за рамками веры в Бога, вещь довольно очевидная. Ведь ясно как Божий день, что лингвистические игры вроде "Дискуссия о супружестких отношениях в пост" или "Можно ли молиться с еретиками не в храме" - это слова о словах. В худшем случае, это может оказаться декадансно-ленивой как бы булгаковской бесовщинкой, но не более.

Но самое интересное - и самое грустное - заключено не в самих постмодернистах. Они танцуют танец Шивы, ну и пусть танцуют. Первый шок при чтении всей этой петрушки про то, что можно есть, с кем и когда спать, куда смотреть и кого любить, быстро сменяется беззлобным смехом. Настоящее сожаление лично у меня вызывают не они, а то количество народа, которое пытается договориться с чёртом. "Ну, это-то конечно слишком, но в целом так! Смотреть, ладно уж, можно, но брать-то точно нельзя. Ну уж если взял по немощи, то хоть в рот не клади. Ох, ну коль положил - хотя бы не глотай. Ну а уж если проглотил - то хоть почувствуй себя мерзавцем немножечко".

Когда некто последовательно и до конца гонит бесовщину - это хотя бы понятно. Но таковых - мало. А много, очень много тех, кто понимает, в принципе, что тут всё нечисто. Но как будто под звуками волшебной дудки, с животным желанием быть ведомым, с младенческим страхом оторваться от спасительной стенки и сделать первый шаг они боятся разрубить проклятый узел и стать, наконец-то, честными с самими собой и с Богом. Набраться мужества и честно признаться себе самим, что никаких правил, метода, мануала, предписаний, инструкций, одним словом, никакого Закона, ведущего к Небу - объективно не существует. Нет ничего, что надо делать в принципе и ничего, чего нельзя делать в принципе. Нет никаких феноменов религиозного опыта человека, которые были бы абсолютно объективны и актуальны для всех и всегда, просто потому, что любой феномен воплощается и вочеловечивается в самый момент его восприятия человеком. Это происходит всегда, какое бы торжественное имя не носил феномен - Священное Писание, Символ веры, молитва, мудрые мысли, весь уклад религии от и до, даже слово "Бог", даже слово "верую", даже слово "люблю"... Попадая по сю сторону нашего "я", феномен облекается в плоть на веки веков.

Именно в этом контексте становится отчасти ясен смысл драгоценных слов апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною". Мне позволительно всё, но оно, это всё, не должно убить моей свободы. Потому что утеряв свободу, я уже не смогу иметь это всё. Но дар, возможность, "позволение" - они все-таки распространяются именно на всё. Именно такой, совершенно свободный выбор, выбор с полным понимание его абсолютной субъективности и неограниченности - это, как я думаю, и есть Его бремя, которое легко. Антиномия, однако, но что поделать.
Tags: богословие, психология, размышления, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments