Игорь Николаевич М. (kot_pafnusha) wrote in christ_civ,
Игорь Николаевич М.
kot_pafnusha
christ_civ

post

Оригинал взят у d_st75 в post
Наталья Солженицына призвала церковное руководство уважать культуру


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЯХ
В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Рождественские парламентские встречи в рамках XXII Международныхbr/>образовательных чтений на тему:
«700-летие преподобного Сергия Радонежского. Исторический опыт и современные
механизмы партнерских взаимоотношений Церкви, власти и общества в духовно-
нравственном воспитании. Семья как основа национальной безопасности государства»

Москва, Совет Федерации

28 января 2014

Ваше Святейшество!

Уважаемые члены Совета Федерации, уважаемые участники Рождественских парламентских встреч!

Сорок лет назад, в феврале 1974 года, Александр Исаевич Солженицын был лишен гражданства и выслан из страны, за ним и вся семья. Нас было трое взрослых — мой муж, моя мать и я — и четверо сыновей, младшему — шесть месяцев. Мы оказались в совсем ином мире и остро сознавали задачу: надо, чтобы дети наши не потеряли русский язык, чтобы выросли в православной вере и в русской культуре. Поверьте, живя в океане иных языков и иных культур, это очень нелегко.

Мы прожили в изгнании 20 лет, из них 18 — в Вермонте, лесном штате Новой Англии. Там, в нашем доме, мы первым делом обустроили часовню. Епископ Григорий Аляскинский привез нам антиминс, и тогда часовня стала домовой церковью. Для нас с Александром Исаевичем не было вопроса, в честь кого ее освятить — конечно же в честь Преподобного Сергия Радонежского. И так мы жили и растили сыновей под взыскательным взглядом и, надеюсь, под благословением великого русского святого.

Двадцать лет назад мы вернулись на родину и с тех пор были свидетелями и участниками сложных, переломных лет в жизни нашей страны.

И вот, ни в коей мере не претендуя на роль эксперта, но опираясь и на свой частный семейный опыт, и на участие в общественной жизни, я позволю себе сказать о некоторых явлениях и тенденциях, вызывающих острую тревогу.

Одна из тем сегодняшнего обсуждения обозначена как «Партнерские взаимоотношения Церкви, власти и общества в духовно-нравственном воспитании». Партнерство не исключает диалога, а диалог конструктивен тогда, когда у каждого участника есть свое мнение.

Со стороны власти и части общества сейчас раздаются настойчивые призывы к усилению «патриотического воспитания молодежи и позитивного освещения истории». Патриотизм — понятие высокое и в то же время естественное для человека. Александр Исаевич определял его так: «Патриотизм — это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым… а откровенным в оценке её ошибок, грехов и в раскаянии за них».

Не могу не выразить глубокого убеждения, что освещение истории должно быть в первую очередь правдивым и полным, а позитивность или негативность должны оставаться лишь характеристиками самих освещаемых событий. Если мы не будем знать нашей подлинной истории, мы не разберемся ни в настоящем, ни в будущем. Да, пословица говорит: «Кто старое помянет — тому глаз вон!», однако доканчивает: «А кто забудет — тому два!» И русская православная Церковь, испытавшая от большевиков гонения не менее жестокие, чем в раннехристианские века, не может, не должна поддерживать ложные ура-патриотические тенденции, которые на нашу беду возрастают в противовес зрячей, созидательной любви к своей стране. Нашим сыновьям мы старались передать любовь к России, к русской культуре, пристальное внимание к ее истории, не скрывая при этом язв и поражений наряду с победами, не скрывая злодейств наряду со святостью, — и они выросли несомненными патриотами своей родины, и хотя младенцами были неправедно отторгнуты от нее, — вернулись и работают на ее благо.

Еще одна тема, предложенная сегодня к обсуждению: «Семья как основа национальной безопасности государства». Нет сомнения, что семья такой основой является. Такой же основой, особенно в многонациональной стране, должны быть государственный язык и культура. Все понимают, что их нынешнее состояние — глубокий упадок. Несколько дней назад на заседании рабочей группы администрации Президента прямо говорилось, что «угроза потери целостности и жизнеспособности страны вследствие ослабления культурного, интеллектуального и социального потенциала стала реальностью» и что «сегодня эта угроза осознана и властью, и обществом».

Осознана она конечно и Церковью. Тем печальней и тревожней видеть, что Церковь недостаточно внятно и энергично осуждает антикультурные выходки маргинальных групп, совершаемые якобы во имя чистоты веры и якобы от имени Церкви. Нельзя в ХХI веке запалять костры из книг, нельзя физически крушить пусть даже провокационные выставки, нельзя при полном зрительном зале срывать спектакли, как бы к ним ни относиться, и если кто-то имеет при том дерзость называть свою организацию «Божья воля», то Церковь, как кажется, обязана реагировать, обязана заботиться о своем авторитете.

Да, за десятилетия официального государственного атеизма накопилось много скверны, еще и сегодня случаются рецидивы воинствующего безбожия — но не давать же на них «симметричный ответ», не перенимать же образ действия оскорбителей. Христиане — народ Слова, и наше оружие — слово, кулаками же машут те, кто в силу слова не верят.

При той пугающей потере духовно-нравственных ориентиров, в которой пребывает существенная часть нашего общества, — ни институтам культуры, ни Церкви по отдельности, без их взаимоуважительного союза не справиться с восстановлением духовной и культурной идентичности нашего народа. Без культуры, без литературы довольно трудно будет объяснить нашим детям, что Добро и Зло — это не обветшалые понятия, а напряженная реальность.

В определении значимости Рождественских чтений сказано, что они «способствуют развитию взаимопонимания между людьми, занимающими различные позиции, открывая пути для их сближения». Что и говорить, членам нашего общества, одновременно растерянного и агрессивного, жизненно необходимы взаимопонимание и сближение. Да только, чтобы обеспечить их возрастание во всей толще нашего народа нельзя всю работу перекладывать ни на власть, ни на возглавителей Церкви, ни на всевозможные уполномоченные структуры, — этот труд и эту ответственность должны нести мы всем миром, ежедневно, и каждый из нас.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments