Hoddion (hoddion) wrote in christ_civ,
Hoddion
hoddion
christ_civ

Category:

Райская тайна: Вондел и Мильтон

Оригинал взят у hoddion в Райская тайна: Вондел и Мильтон
Genesis_2
«Genesis_2» на Яндекс.Фотках
Лукас Кранах-старший. Изгнание из Рая

Райская тайна: для Вондела это единение с Богом, созерцание Его лицом к Лицу,
вхождение в полноту знания. Для Мильтона - послушание Богу и жизнь в согласии
с природой и духовным законом.

У Вондела Адам, что называется, заговорился с Богом и оставил Еву одну. После
бракосочетанья в раю (Ангелы их венчали!) Адам так рад, что не слышит желанья
Евы: "Возьми меня с собой!" Так что, согласно Вонделу, повод ко грехопадению
подал Адам. Почему бы ему не прийти с Евой вдвоем поблагодарить Бога? Но он
упоен таинством и к тому же хочет услышать от Бога некое слово наедине. Вондел
правдиво изображает Еву духоносицей. Адам в первое утро не знает, с чего начать
гимн Богу, точнее, не хочет всё решать один; он спрашивает Еву о славословии:
"С чего начнем, любовь моя?" Ева дает советы Адаму и сама начинает петь - вместе
с ним. Но воля Божья и Адамова для нее превыше всего. Так почему же Адам идет
беседовать с Богом один, покинув Еву в ночном райском лесу? Почему Еве нельзя
близко увидеть Лицо Бога?

А у Мильтона тоньше: Бог посылает Рафаила предупредить Адама и Еву, что в рай
пробрался Люцифер, но Ева всё-таки убеждает мужа, что она пойдёт одна украшать
сад, а если встретит искусителя, то не испугается, не соблазнится; "дух мой спокоен".
Она даже и не подозревает, в каком прекрасном виде ей явится Змей. Адам телесно
проникал в Еву и в раю, в этом были радость и наслаждение, нежность и отдача,
но не было "буйной страсти сполна". Грехопадение в самонадеянности Евы. Она
поверила Змею, что он - "посланник Божий" и "велит ей открыть новую тайну: приспела
вам пора вкусить от древа познания добра и зла". Не позвала Адама. А затем, вкусив,
увидела далеко и глубоко ввысь, и приняла это за обожение. И уговорила Адама
вкусить. Но он долго не соглашался...

Так или иначе, для Вондела и Мильтона, как и для автора древнеанглийской поэмы
"Грехопадение", древо Познания - это древо проклятья. Без вариантов. Ириней
Лионский, Феофил, Григорий Богослов - предлагают иное, более глубокое видение:
познание не есть зло, зло в преслушании воли Божьей. В несвоевременности и
самовольности вкушения.

Tags: богословие, искусство, литература
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments