Andrew Simsky (asimsky) wrote in christ_civ,
Andrew Simsky
asimsky
christ_civ

Categories:

Византия киевская

Наблюдая киевские политические баталии, хочется лишний раз вспомнить о том вечном духовном фундаменте, на котором зиждется Город, и по которому перекатываются, не повреждая его основы, волны междоусобиц, как феодальных так и нынешних. Бывший когда-то частью византийского мира в период его расцвета, Киев до сих пор хранит немало византийских памятников.Осмотр киевской Византии стоит начать с собора Св. Софии, под барочными куполами которого скрывается архитектура первой половины 11 века и крупнейший в мире ансабль мозаики и фресок этого периода.
Oranta-Kyiv
Figure 1. Знаменитая Богоматерь – Нерушимая Стена в конхе алтарной апсиды Св. Софии.

Кусочки золотой смальты (изготовлялась путем запрессовки золотой фольги между кусочками стекла) искусно положены под разными углами, создавая световую среду, в которой Богоматерь как бы парит, выступая навстречу зрителю. Плат за поясом Богоматери до сих пор не имеет общепринятого объяснения, хотя он, очевидно, важен. Возможно, он связан с традицией принимать причастный хлеб в покровенные  руки [1]. Напомним, что на известных фресках Св. Софии Охридской апостолы принимают хлеб в покровенные руки.

На самой алтарной апсиде изображено причащение апостолов. Стоит обратить внимание на то, насколько отличается способ причащения от того, который принят в современном православии. Во-первых причащаются под двумя видами раздельно. Во-вторых, хлеб, который выдает Иисус, как две капли воды похож на католическую «большую гостию». Гостия - это круглая вафлеподобная хлебная лепешка с крестообразной насечкой, выпекаемая из пресного хлеба. Гостию (целую или её куски) современные католики принимают в руки, которые они складывают совершенно таким же жестом, каким это делают апостолы на мозаике (т.е. кладут правую руку на левую). Из всех известных мне современных конфессий, изображенная евхаристия ближе всего к англиканству: те также принимают и вино и хлеб раздельно, причем для хлеба как правило используют те же гостии. В Св. Софии много и других хорошо сохранившихся мозаик и фресок. Полагают, что в стены Св. Софии рядом с соответствующими фресками были вмурованы мощи святых[2].

SophiaEuchahistBread
Figure 2. Апостолы причащаются хлебом, мозаика Св. Софии 11 века.

На верхнем этаже Св. Софии находится сохраненная мозаика причащения апостолов из разрушенного Михайловского Златоверхого собора. На ней хорошо видны те же детали причащения, о которых идет речь выше.

MosaicsFromMikhZlat_right
Figure 3. Причащение апостолов из Михайловского собора (хранится в Св. Софии), конец 11 века. Так же как и в мозаиках Св. Софии, в фигурах апостолов поражает сочетание изысканного классицизма с христианской возвышенностью.



Следующий «византийский» адрес Киева – это художественный музей им.  Ханенко, где хранятся несколько древнейших икон исполненных методом энкаустики (краски на основе расплавленного воска).
VirginKhanenkoJohnBaptistKhanenko
Figure 4. Справа – Иоанн Креститель, слева – Богоматерь с младенцем, 6 век, энкаустика, музей им. Ханенко, первоначально из монастыря Св. Екатерины на Синае.

sergiusBachusKhanenko
Figure 5 Св. Сергий и Вакх, 7 век, энкаустика, музей им. Ханенко.

В художественном музее украинского искусства хранится редчайший пример византийской деревянной скульптуры-рельефа Св. Георгия с житием (мы привыкли считать, что это на Западе любили скульптуру, а в Византии только рисовали иконы). Он, к сожалению, плохо сохранился, но византийская пластика угадывается безошибочно.
georgij
Figure 6. Полихромный рельеф Св. Георгия с житием, предположительно 12 века. Художественный музей Украины. Подробнее про этот уникальный памятник можно прочитать в статье сотрудницы музея [3].

Киевский исторический музей известен прежде всего своей огромной коллекцией наперсных крестов – энколпионов, хотя там, конечно, много и других интересных вещей, включая и коллекцию византийских монет.

В храме Спаса на Берестове, если бы он был открыт, можно было бы увидеть остаток фрески начала 12 века «Апостолы, ловящие рыбу в Тивериадском озере». Фрески 12 века можно также увидеть в Кирилловской церкви, где они  странно соседствуют с демоническими росписями Врубеля. Наиболее известен апокалипсический ангел, сворачивающий небо в свиток.
angelKirillov
Figure 7. Апокалипсический ангел сворачивает небо в свиток, фреска 12 века, Кирилловская церковь. Несмотря на плохую сохранность, в фигуре ангела угадывается византийская рука: он стабилен и динамичен одновременно, как греческий дискобол.

Berestovo
Figure 8. Апостолы ловят рыбу в Тивериадском озере, фреска из храма Спаса на Берестове, начало 12 века.

В Киеве также можно увидеть образцы настоящей византийской кладки из кирпича плинфы, которой древние киевские соборы отличаются от характерной для Москвы и Владимирско-Суздальской архитектуры европейской белокаменной кладки.
Picture 269
Figure 9.  Остатки плинфы от взорванного Успенского собора в Киево-Печерской Лавре.

Sofia-9302
Figure 10. Куски византийской кладки на задней (восточной) стене храма Св. Софии.

В этом посте я пытался отразить только чисто византийский аспект Киева, который вообще невероятно густо (с точки зрения москвича) усеян православными храмами, благодаря чему в Городе создается своего рода сакральное пространство, освященное храмами и монастырями, многие черты оформления которых вторят византийским образцам. В византийском стиле строят также и некоторые новые храмы. Красоты самого Города остались за кадром ...

IoninMonasteryGabrielIoninMonasteryVirgin
Figure 11. Современная мозаика Благовещения из Ионинского монастыря, имитирующая Благовещение Св. Софии

ByzantiumBuilt
Figure 12. Византия строится ...




ССЫЛКИ
1. А. М. Лидов. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. М., Феория, 2011. Глава  «Священство Богоматери», с. 227-260. Там приведены другие примеры иконографии Богоматери с платом.
2. В. Д. Сарабьянов. Реликвии и образы святых в сакральном пространстве Софии Киевской. В кн.: «Пространственные иконы», ред.-сост. А. М. Лидов, М. Индрик, 2011, с. 364 – 392.
3. Л. Г. Членова. Византийский рельеф «Св. Георгий с  житием». Восточноевропейский археологический журнал, 2000, 6-7.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments