Отрывок из книги А. Макграта «Мироздание. Научно-богословские исследования» (The Order of Things: Explorations in Scientific Theology). Первая часть третьей главы «Научное богословие - интеллектуальный нонсенс? Полемика с Ричардом Докинзом» посвящена взаимоотношениям религии и эволюционизма.
Алистер Макграт — британский биофизик и христианский богослов, до недавнего времени профессор исторического богословия в Оксфордском университете. В декабре 1977 года ему была присуждена степень доктора философии (PhD) Оксфордского университета за исследования в области биофизики клеточных мембран, а в 1978 году он завершил богословское образование. Взаимодействие христианского богословия и естественных наук стало основной темой его исследовательской работы и нашло своё наилучшее выражение в трёхтомном труде «Научное богословие» (Scientific Theology).
Основное положение научного богословия заключается в том, что между методами и предпосылками естественных наук и христианского богословия может существовать фундаментальная синергия. Такое утверждение порождает множество вопросов, и прежде всего — не является ли оно в корне ошибочным? Может быть, различия богословия и естественных наук приводят к противоречиям, которые делают их диалог невозможным, незаконным и лишенным смысла? Именно этой точки зрения придерживается известный ученый и популяризатор науки Ричард Докинз, который считается наиболее заметным и агрессивным сторонником представления о «науке, уничтожившей Бога» во всем англоязычном мире.
По мнению Докинза, наука смела Бога с публичной арены и отодвинула его на периферию нашей культуры. Бог еще пытается удержаться в тихих гаванях интеллектуальной и культурной жизни (таких как факультеты теологии) — но и это временно. Рано или поздно неумолимый прогресс наук окончательно сотрет последние воспоминания о Боге, и это сделает мир лучше. Таков, в двух словах, «сухой осадок» обывательского восприятия послания, содержащегося в сочинениях оксфордского апологета атеизма. Хотя в дальнейшем я намерен придерживаться спокойного и уважительного тона, я думаю, мне стоит внести ясность с самого начала: я считаю, что выводы Докинза о религии и богословии концептуально ненадежны, интеллектуально незрелы и неадекватны реальности. Читать далее >>>