triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Categories:

ПРО ЭТО. Часть 3.

"Пастырь Ерма" и ранняя церковь.

Книга «Пастырь Ерма» , написанная , судя по всему, в апостольские или первые постапостольские времена, начинается с такого эпизода:
Некая прекрасная юная девица «… купается в реке Тибр, я подал ей руку и вывел из реки. Глядя на ее красоту, я думал: "Счастлив бы я был, если бы имел жену такую же и лицом и нравом". Только это, и ничего более я не подумал» . Но, в случившемся вскоре явлении, автор получает суровую отповедь:
«В сердце твоем возникло нечистое пожелание. Ужели не думаешь, что для человека праведного и то порочно, если в сердце его возникает худое пожелание? Это грех для него, и притом тяжкий. Ибо человек праведный и помышляет праведное.»
Многие современные читатели, прочтя эти строки, либо бросают читать, либо начинают рассуждать о безмерной греховности всего плотского. Но, оказывается, что причиной строгого вразумления стал не помысел, а нечто другое:

«Впрочем, не ради тебя, собственно, гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие перед Господом и своими родителями. И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но позволил им сильно развратиться. За это и гневается на тебя Господь, но Он исправит все, что прежде сделано худого в доме твоем. За их грехи и беззакония ты подавлен мирскими делами. Но милосердие Божие сжалилось над тобою и семейством твоим и сохранило тебя в славе. Ты только не колеблись, но будь благодушен и укрепляй свое семейство.»
Пастырь оказывается семейным и главной целью сверхъестественного явления оказывается именно устранение плохого в семействе праведника. При этом, заметим, ни о какой нечистоте интимного , происходящего между супругами, речи и близко не идёт, и это при  том, что всё это произведение исполнено евангельским стремлением к максимуму, поставлению самой высокой планки для внутреннего совершенства. Небесная посланница  продолжает наставлять Ерму:
 «… не помни неправды детей своих и не оставляй жены своей, но позаботься о том, чтобы они освободились от прежних грехов. »
При этом заметим, что реальной преградой в духовной жизни христианина видится вовсе не интимное, а принадлежность к имущему классу:
«Когда отсечены будут богатства их, которые их утешают, тогда они будут полезны Господу для здания. Ибо как круглый камень, пока не будет обсечен и не лишится некоторых своих частей, не сможет стать квадратным, так и богатые в нынешнем веке, если не лишатся своих богатств, не смогут быть угодными Господу. Прежде всего ты должен знать это по себе самому: когда ты был богат, был бесполезен; а теперь ты полезен и годен для жизни…»
В книге «Пастырь Ерма» есть конкретные наставления на интересующую нас тему это:
«Заповедую тебе… соблюдать целомудрие. И да не войдет тебе в сердце помысел о чужой жене, или о любодеянии, или о каком-либо подобном дурном деле, ибо все это — великий грех….. , смотри ты, воздерживайся от таких помыслов. Ибо где обитает целомудрие, там никогда не должен возникать худой помысел в сердце человека праведного.»

Понятно, что помысел есть начало греха, поэтому борьбу с грехом нужно начинать с помысла. Далее идут наставления о разводе:
«Если… муж имеет жену верную в Господе и заметит ее в прелюбодеянии, то будет ли он грешен, живя с нею?»  … « Доколе муж не знает греха своей жены, он не грешит, если живет с нею. Если же узнает муж о грехе ее, а она не покается в своем прелюбодеянии, то муж согрешит, живя с нею, и сделается участником в ее прелюбодеянии.»  На вопрос , что же делать мужу , в таком случае, следует ответ:
« Пусть муж отпустит ее и останется один. Если же, отпустивши свою жену, возьмет другую, то и сам примет грех прелюбодеяния.
 — Что же, господин, если жена отпущенная покается и пожелает возвратиться к мужу своему, то должна ли она быть принята мужем?
 — Если не примет ее муж, он совершит грех великий… Должно принимать грешницу, которая раскаивается…»

Далее следует очень интересно обоснование:
« Поэтому ради раскаяния не должен муж, отпустив жену свою, брать себе другую. Так же делать надлежит и жене…. заповедуется вам, чтобы вы оставались одинокими — как муж, так и жена, ибо в этом случае может иметь место покаяние». Возможность воссоединения семьи при  покаянии согрешившей стороны, а не желание загнать в безбрачную жизнь любой ценой является причиной столь строгих правил. Ранняя церковь , призывая пасомых к святой , чистой, "ангельской" жизни , называющая «тяжким грехом»  и естественные по природе помыслы, не иребует "ангельского брака"  и не видит ничего зазорного в совместной жизни супругов даже после прелюбодеяния одного из них. Взаимная ответственность и её понимание ставится на первое место.
Отметим ещё один интересный эпизод из «Пастыря Ермы»:
«Любое дело… доставляет удовольствие человеку, если он выполняет его с приятностью. Ибо и гневливый, исполняя свое дело, получает удовольствие, и прелюбодей, и пьяница…..и всякий совершающий что-либо подобное удовлетворяет свою страсть и наслаждается своим делом. Все эти наслаждения вредны рабам Божиим… Но есть также удовольствия, спасительные для людей: многие, совершая добрые дела, получают удовольствие, находя в них для себя сладость. Это удовольствие полезно рабам Божиим и приготовляет жизнь таким людям.» Т.е.  удовольствие само по себе не является грехом. Заметим это на будущее….
Подобные вышеизложенным размышления находим мы и у других авторов первых веков, таких, например, как св. Иустин , только он ещё указывает, что в Церкви «есть много мужчин и женщин, лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве…»
 Время Откровения прошло ,  молодая новозаветная  церковь начала свой исторический путь интерпретируя учение своего Основателя с учётом особенностей своего времени и его понятий ( что естественно) , стараясь призвать своих членов к соответствию высоте той «Церкви Божией… для которой и мир сотворён», чей образ и являлся Ерме , по сказанному в его книге.
При этом не стоит забывать, что риторическое преувеличение является неотъемлемой частью литературного стиля той эпохи , и нам не так просто  бывает отделить такой приём раннехристианских писателей от реальных правил ранней церкви , коих ( судя по решениям апостольского собора в Иерусалиме) было совсем не много.
Tags: аналитика, аскетика, брак и интим, покаяние, святоотеческое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments