alih (alih) wrote in christ_civ,
alih
alih
christ_civ

Месопотамия, VII век

Предлагаю вниманию сообщества перевод отрывка из книги "О главных пунктах" (Ктава д-реш мелле), написанной около 687. В нем Йоханан (Иоанн) бар Пенкайе, монах из Северной Месопотамии, описывает нравы народа и Церкви (Востока) после нескольких десятилетий относительного благополучия, принесенного арабами, но до страшных бедствий, которые обрушились во времена Йоханана.

Источник, со слов "This period of calm..."
_________________________________________

Этот период спокойствия стал для нас причиной столь великой слабости, что с нами случилось то, что случилось с израильтянами, о которых сказано: "Израиль потолстел и обленился, разжирел и разбогател, оставил он Бога, создавшего его, и презрел Сильного, спасшего его" (Втор 32:15). Запад-то ладно, он крепко прицепился к своей кощунственной (вере), но мы-то, которые верим, что придерживаемся истинной веры, мы настолько далеки от дел христиан, что если бы кто из древних воскрес и увидел нас, у него закружилась бы голова и он сказал бы: "это не та вера, в которой я умер".

Итак, я вынужден все показать, чтобы мы знали, что все, что случилось с нами, случилось справедливо, и что мы были наказаны по мере наших дел и заслуг. Епископы забыли повеление: "проповедуй слово, вставай с ревностью, вовремя и невовремя, продолжай пытаться, во всяком терпении и учении". Вместо этого они поступили наоборот: они издавали указы и громко кричали, как властители, и вселяли в подданных ужас от своего голоса, как неразумные звери. Они черпали силы и власть не у Христа, но у гражданских судов; встрявали в общественные дела и неканонические распри. Они изо всех сил пытались показаться служителями Христа, но скорее гордостью, нежели скромностью. Они устроили так, что за ними и перед ними бегают много людей. Они принимают аплодисменты, сидя на лошадях и мулах, как гипархи. Один высмеивает другого, и постоянная путаница царит меж ними. Они судят строго и наказывают сурово. Они учат не с целью наставить, но чтобы торжествовать в лживых словах и манерной речи, и всегда дышат суровостью. Даже в своих письмах они разговаривают, как гордецы. Смотрите же на тех, кто поставлен руководить нами.

Что же те, кто идут за ними - шеренга священников и диаконов, которые служат не Христу, но пузу, которым нет дела до того, что иосифляне в расколе [?]; слуги кесаря, а не Христа, любящие корыстные интересы, а не интересы веры. Храмы построены - и некому отворить двери. Алтари возведены - и они покрыты паутиной. О, что за преступление! Что за безропотное страдание!

Поговорим о вождях и начальниках, чьи преступления перешли все границы. Ведь вам нужно говорить им то, что они хотят услышать, или же быть готовыми воевать с ними - теми, у которых нет пощады членам Христовым; теми, чья пища - человеческая плоть; теми, кто требует не только того, что положено (по закону), но даже не удовлетворяются излишком; теми, чье пастбище - беднота. Они сосут человеческую кровь, подобно пиявкам Соломона, и не насыщаются. Они никогда не намереваются выполнять волю Божью, так что в своей ненависти друг к другу могут разнести весь мир [?]. Они поднимают, выкидывают и дают червю. Их жадность, как у могилы - ничем не насытить. Они не могут жить по справедливости и не понимают, что они люди и над людьми же правят. Они не помнят, что смертны, и никогда не задаются вопросом, для кого они собирают и копят. Что хуже всего, они кощунствуют на Всевышнего, веря, что Он - сообщник в их беззаконии. Они жирнеют на трудах других, как теленок - на траве. Они не понимают, что существует нужда. Их мысли, днем и ночью - о том, как найти, кого бы поймать в сети: наших богачей. Судьи же позволяют покупать себя подарками. Обман и лицемерие, гнев и злость - вот их черты.

Поговорим о народе. Каждый может жить, как овца, своим способом [?]. Закон не для него писан, так что он переступает закон. Я скажу здесь эти достопамятные слова: все согрешили и исполнились ненавистью, нет делающего добро, нет ни одного. Глотки их - как распахнутые гробы, и уста их полны проклятий и яда (Рим 3:12-14), и далее до конца главы - все это про нас. Мы забыли Того, кто создал нас, и никогда не говорим о Том, кто спас нас. Мы никогда не думали, о чем Он просит нас. Тот, кто преуспел в вымогательстве - вот кто пользовался среди нас успехом. Мы просто обзавидовались тем, кто скопил кучу денег, ведь каждый, насколько только мог, надел ярмо зла, и если кто-то сломал это ярмо, так это потому, что у него не хватило времени или сил. Какое только нечестие не видел наш извращенный век!
Tags: история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments