heremon (heremon) wrote in christ_civ,
heremon
heremon
christ_civ

Монашество происходит из любви

Когда человек постригается в монахи, он трижды должен поднять с пола ножницы, которые нарочно роняет постригающий.
Это как напоминание: «Одумайся, пока ты не вычеркнут из числа живых!»

Нечто подобное имело место со мной в тот памятный день – пятницу 13 июня 1941 года. Последний день моей «мирской» жизни...


Прошедший век оказался временем необыкновенного торжества  христианского монашества. Может быть даже еще не было в истории такой многочисленной и разнообразной красоты этого подвига, как в недавнем страшном и яростном столетии.
Все было так страшно и серьезно, так много людей страдали и погибали и  друг друга заставляли страдать и гибнуть, что все лишнее и легковесное рассыпалось и отлетало, а оставалось или проверенное веками или новое, открывшееся в огне и крови, в смертном голоде и заполярном холоде.

Монахи вернулись в мiр, оставаясь при этом иноками.
Сравним годы жизни трех (из множества) известных российских подвижников. Севастиан Фомин (у которого в Караганде начинал алтарничать подросток Павел Адельгейм) родился на  четверть века раньше Павла Груздева. А Таврион  - на полтора десятка лет младше Севастиана. Почти как три поколения. Каждый прошел тюрьмы и лагеря, каждый прожил большую жизнь (80 лет) и послужил людям, как простой приходской священник. (Что мiр не мог еще и  настолько ослепнуть, чтобы позволить им стать и епископами, не будем... Впрочем, с другой стороны, древнее монашество этот сан почитало для себя недопустимым...)
Севастиан дожил до 60-х, Таврион - почти до 80-х, Павел - практически до сегодняшнего. Т.е. всю вторую половину своего века они своей деятельностью охватили. (И многие другие, подобные им, читатели добавят, уверен...)
Да, кстати, с теми, кто говорит, что не следует монахам возглавлять приходы, я согласен, - за исключением подобных случаев.
 "Монашество в миру" тоже существовало издревле. И ему двадцатый век подарил тот же царский путь - среди лагерных бараков и расстрельных рвов.
Один из потрясающих человеческих документов этого пути - уникальная книга написанная и, одновременно, нарисованная Ефросинией Керсновской.
Ее странствование по ГУЛАГу - это добровольное "сошествие во ад" - она могла избежать этой судьбы,-  через две недели после ее отправки в Сибирь советская власть в Бессарабии закончилась. (Впрочем, можно предположить, что при румынской или немецкой оккупации, эта необыкновенная женщина пошла бы на такие же испытания только в другие лагеря... ).
Пройдя этот рукотворный, созданный и продуманный людьми ад, она составила его точное и подробное описание. И ее свидетельство - одновременно и ее исповедь - открытие и откровение жизни ее души в этом странствии. Как ни странно, но иногда новые читатели Керсновской удивляются - почему в ее тексте так мало собственно религиозных образов, а описаний молитвенного делания вообще как будто не найти...

http://www.gulag.su/albom/index.php?eng=&page=6&list=1&foto=7
Tags: 21 век, Христос, аскетика, искусство, история, книги, литература, молитва, современная церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments