?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

По-моему, небезынтересный получился разговор.

Спасибо pretre_philippe за то, что терпит эту вакханалию :)
Если серьезно, там вообще во всей теме разговор интересный.

Комментарии

punk_lowliness
20 фев, 2014 10:15 (UTC)
это как бы всё так, наверное...
но, если основное положение веры - сама вера - не рационально, а основание практической жизни и науки - пощупал и вот оно, основание, - рационально, предметно....
не в этом ли фундаментальная разница? или я опять ничего не понял?))
chuzoy283
20 фев, 2014 11:25 (UTC)
пощупал...атом?
Практическая жизнь очень ограниченно рациональна.
В практической жизни используются технические достижения, вне всякого знания о их работе, также медицинские достижения.
При этом медицинские достижения могут быть ошибочны, а технические- существенно неточны, и даже основываться на неправильном фундаментальном знании, что имеет значение в плане оптимизации их работы, но не влияет на поведение потребителя. Как самолет туземцев наше щупанье.
А в вере в Бога, неизбежно вне рационального, оказывается только сама установка о существовании Бога. При этом уже все описания Бога и "что такое существование" берутся человеком из аналогий, рожденных в отношениях с ощутимой окружающей действительностью и другими людьми. Так они оказываются не чужды рационального. Далее можно еще различить религиозность на более и менее рациональную. Иррациональное в религиозном, модное ныне, чревато тем, что оно приносит обман- требует принять на веру нечто, не обусловленное собственно Богом.
На мой взгляд, православная догматика, именно тем и хороша, что в ней все весьма рационально, и даже - эргономично. Догматика других религий, в т.ч. христианских, в этом проигрывает.
Что до атеизма, который имеет такое же вне рационального лежащее начало ( пред-мысль о Боге), то он сразу же добавляет к этому иррациональное отрицание, которое далее тщится рационально обосновать, но постоянно срывается на иррациональное, притом в вещах, доступных рациональному осмыслению.
В этом отношении могу сказать, что атеизм не создан Богом, но допущен, на том же основании, на котором допущено всякое отрицание, не обязательно рациональное.
Для нас же важно, не что "допустимо", а что хорошо, а это уж зависит от того, как мы оцениваем для нас это "хорошо".
Можем оценивать рационально, но это не означает торжество "житейской логики" суеты дня сего, так как в ней рационального скорее может не хватать.
Здесь борьба разума с эмоциями за место в "хорошо".
И вот атеизм, не как мысль мыслителя, а как общественная тенденция, развился только тогда, когда он осуществил общественно- значимую функцию по снятию религиозных ограничений на чувственные удовольствия (каковые в религии необходимы для преобладания разума над чувством и духа над плотью). При этом можно наблюдать некоторое число атеистов- аскетов, но их атеизм, не собственный, а принятый от социальных или "научных" доктрин, оценка его рациональности связана с оценкой этих доктрин, но таковые люди - жуткая редкость в даже весьма безбожном обществе.

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

На странице

Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel