alih (alih) wrote in christ_civ,
alih
alih
christ_civ

Categories:

Бизнес-логика теизма

Как-то раз мы здесь говорили о том, что необходимо осознание социальных законов, по которым действует Церковь. Тут подвернулся повод - разговоры об атеизме - так что я, пожалуй, начну.

Все церкви, так же как и любые другие корпорации, подчиняются определенным социальным законам, или, если угодно, бизнес-логике. Имея доступ к чему-то вроде СМИ, корпорация может формировать представления о том, что важно, а что нет (см. agenda-setting theory). Нетрудно догадаться, что с точки зрения корпорации важнейшие для потенциальных клиентов вопросы такие:

  • почему ее услуги вообще нужны
  • почему надо нести денежки ей, а не конкурентам

В то же время вопросы, о которых клиенты редко думают, но которые могут привести к большой бузе и уполовинить клиентуру - экология там какая-нибудь, - настолько неважны, что само их упоминание неприлично. Теперь давайте посмотрим на замечательный доклад А. М. Ульянова. Он систематически проанализировал кучу православных миссионерских материалов в интернете. Позвольте процитировать:

"ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИОНЕРЫ
НЕ ЗНАЮТЗНАЮТ
Кто есть БогЗачем ходить в храм
В чем смысл (цель) жизниКак креститься
Что такое ЕвхаристияПочему именно православие


Вот что, с точки зрения внешнего наблюдателя, знают и не знают православные миссионеры. Смешно, да? Обратите внимание, я не подбирал вопросы каким-либо специальным образом, чтобы сейчас посмеяться – тут строгая арифметика: три наименьших и три наибольших показателя."

Судя по эмоциональной реакции Ульянова ('Результаты оценки меня ошеломили', 'действительность превзошла все ожидания') он не думал о социальных законах, которым подвержена Церковь. Но нетрудно заметить, что исходя из изложенного вначале, его результаты как раз совершенно ожидаемы. Так, если прихожанам придет в голову поставить вопрос о том, как именно понимать слово "Бог", то они переругаются и корпорация рискует потерять половину клиентской базы. Следовательно,

    вопросы о том, кто такой Бог и что значит слово "Бог", - самые неприличные вопросы в любой религии.

Недавно в этом сообществе разбиралась критика Докинза - так вот, я ни разу не видел, чтобы критик Докинза стал объяснять значение слова "Бог". Ругать Докинза за то, что он понимает слово "Бог" неправильно - это пожалуйста. Но привести свое понимание нельзя, потому что это превратит социально поощряемое действие - критику Докинза - в социально порицаемое: богословие.

Предвижу возражение: а как же Фома Аквинский, Ансельм, Спиноза, и т. д. - разве они не говорили о Боге? Тут вот в чем штука: конкуренция между мусульманами-неоплатониками (Ибн Сина, Аль-Фараби, Ибн Рушд/Аверроэс) и остальными мусульманами (Аль-Газали, "Непоследовательность философов") привела к жаркой полемике о Боге. Комментарии Аверроэса через Испанию попали в Европу и опять-таки конкуренция привела к дальнейшей полемике (Фома Аквинский, "Против аверроистов") и т. д. Все это нисколько не противоречит тому, что в отсутствие конкуренции вопрос о Боге начинают замалчивать.

В результате мы имеем ситуацию, красноречиво описанную Тиллихом ("Мужество быть"): "Теизм может означать неконкретизированное утверждение Бога. В этом случае теизм не объясняет, что имеется в виду под словом «Бог». В силу традиционных и психологических ассоциаций, которые вызывает это слово, такой пустой теизм способен, рассуждая о Боге, будить в людях чувство благоговения. Политики, диктаторы и все те, кто прибегает к демагогии, стремясь произвести впечатление на публику, охотно используют слово «Бог» в этом значении. У слушателей создается благоприятное впечатление относительно серьезности и нравственных качеств ораторов. Особенного успеха они добиваются в том случае, если могут заклеймить своих противников как атеистов."

Так как в телевизоре, кроме политиков, диктаторов и тех, кто прибегает к демагогии, никого и нету, то и теизм у них, естественно, пустой. Это порождает у атеистов подозрение, что их хотят надуть. Тут они глубоко правы, и давно пора бы это признать.

Еще раз скажу, возвращаясь к началу: для преодоления социальных законов, по которым действует Церковь, нужно в первую очередь осознать и проследить их действие.
Tags: атеизм, богословие, социология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments