Anđeo (cryss_hawkeye) wrote in christ_civ,
Anđeo
cryss_hawkeye
christ_civ

Category:

Ритуальные страхи

Евхаристия совершается «особыми человеками» - или Духом Святым?

Недавно за чаепитием после литургии зашел разговор о богослужении, ритуалах, обрядах – и их месте в жизни верующего человека. Такая, что ли, непринужденная дискуссия, ни к чему не обязывающая и ничем не ограничиваемая – никакими, понимаешь, ритуальными завываниями, или злобным ополчением на невзначай договорившегося иной раз Бог знает до чего.

Я почему вспомнил про ритуальные завывания? Просто манера такая была у «маститых» проповедников – завывать. «Дорогие братья и сестры, сегодня, в этот святой день…». Не знаю, кто у кого подцепил эту церковную традицию и когда, но я немало встречал таких горе-проповедников по церквам – выглядело все это крайне неестественно и фальшиво. До того, что хотелось выйти вон при первых звуках, как с провинциального концерта, на котором пьяные лабухи «лабают» кто в лес, кто по дрова. Я их так и называл: «проповеди с завыванием». Если кто еще помнит, сходная манера речи была присуща предыдущему патриарху Алексею-2. И до того эта маска приросла у него к лицу, что онне мог уже от нее избавиться даже в частных беседах.

Ну, это я отвлекся. Итак, стали мы за чайком о том, о сем калякать и добрались до интересного вопроса: а как вообще происходит преосуществление Даров за Евхаристией, когда именно, и что нужно для совершения таинства, без чего оно не произойдет? Мнения были разные: тут тебе и наличие антиминса, и неопустительность чина, и престол с облачениями, и наличие правообладающего священнослужителя, и благословение Правящего Архиерея… - в общем, чего только не наговорили: «семь бочек арестантов». А девочка одна возьми да и спроси: «а что, без всего этого «не сработает?». Такой тут шок случился у присутствующих, как теперь модно говорить, «когнитивный диссонанс» - даже, было, зашикали на нее. А я-то оказался не готов ответить сходу по существу дела – застала она меня врасплох.

Что ж, разошлись. «На разойтись я сразу согласился – и разошелся, и расходился». Русский-то мужик, как известно, задним умом крепок. Стал я тут думу думать, что и как бы ответил, и уж что надумал, тем поделюсь теперь, пожалуй, со всеми.

Немало повидал я всякой всячины и разного дива за тридцать лет священства – каких только чудес встречать не приходилось. Как в анекдоте про монастырь: «У вас тут святые есть? – Не, святых нема – уси чудотворцы».

Знал, например, престарелого чудака-батюшку, который все, что по чину положено, утраивал: нужно три раза перекрестить, допустим, воду на освящении – он три по три креста кладет. Так, чтобы уж с гарантией.

А вот интересно, если, допустим, поп зазевался и, задумавшись о своем, на евхаристии, предположим, вообще забыл формулу евхаристическую произнесть, или напутал чего – как тогда быть? Как узнать – произошло преосуществление или же нет? А если нет – что ж, переслуживать и перекрещивать? Так ведь два раза литургию служить не положено – дважды в одну реку не войдешь. Или вообще поп-толоконный лоб, неверующий, и молитвы тараторит на автомате, по-начетнически – тогда что?

Еще поп был – пьяница, который, почитая себя недостойным, за Литургией Святые Дары вообще не освящал, и сам не причащался, а прихожан причащал из чаши вином, в которое всыпал поминальные частицы из вынутых просфор. А причащающимся каково - они-то, бедные, и не подозревают, что там в Алтаре делается? Причастились они или нет – как узнать? А вдруг «не сработало»?

Я уж не говорю про взаимную «безблагодатность» Таинств, которой, как саблей, размахивают во все стороны все, кому не лень – бей всех «ненаших»! – не задумываясь даже о том, что они тем самым возводят хулу на Духа Свята: Он – Бог, и «Дышит, где Хочет», а эти смертные возомнили о себе, что могут помыкать Им. Ведь это ж надо – сегодня проклянут друг друга, а завтра, глядишь, обнимутся и заплачут – а как же быть с «безблагодатностью», которая вчера была, а сегодня и помину о ней нет?

И стало до меня потихоньку доходить, что многое в обрядовой стороне церковной жизни заведено со страху – того самого страху, что «не сработает». И чтобы «сработало» - Господи, прости меня, грешного! – нужно весь ритуал выполнять от сих до сих. Чтобы, как говорится, «формальности были соблюдены». И такая меня тоска взяла тут! Куда же нас эта «формальная логика» завела за две тыщи лет церковной истории скандалов и безобразий, в какой темный лес на съедение дикому Зверю? И как теперь из этого лесу, в котором в каждых трех соснах богословы все путаются веками, нам, просто верующим во Христа, выбраться на свет Божий?

Известно как – Слава Богу. Пойдем за Ним, пусть Он ведет нас, на Него одного вся надежда.

Итак, за Христом.

Как Господь совершал тайную вечерю? Обряд был? А облачения? Рваный хитон, в котором Его и повели на распятие… «Взял хлеб, и благословив, преломил и раздавая ученикам сказал: примите, ядите, сие есть Тело мое; и взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пийте от нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая во оставление грехов». И все.

Ну, скажут многие, это ж Господь – а мы грешные, куда нам…

«Сие творите в мое воспоминание», - тут же говорит Господь ученикам, чтобы мы не усомнились. Кто не ест и не пьет – «не имеет части со Мной».

Ученики – кто были? Правильно, апостолы – слабые, грешные люди, струсившие и разбежавшиеся, бросив Учителя со страху. Рук на них Христос не возлагал – пусть не врут архиереи. То есть, возлагал, посылая на проповедь, что они потом и сами друг с другом неоднократно делали – только не ради сошествия Святого Духа, а в качестве благословения, для разового воодушевления на подвиги. Дух Святый сошел и проявился через пятьдесят дней после Воскресения, когда Бог-Отец послал Его к ученикам христовым – и все это время они просидели в Сионской горнице запершись и дрожа со страху, и Дух Святый не сходил на них до дня Пятидесятницы. То-есть, по сути, они и крещены не были – и крестились Духом в день Пятидесятницы. Потом они крестили и руки на крещеных возлагали, призывая Дух Свят, который не всегда сходил по их просьбе – Он Бог, и Он решает. Но на кого сходил – то единожды, и с ним оставался.

Я это к тому, что всяк верующий во Христа Иисуса не только может и «право имеет» - но и должен ради части со Христом «сие творить в Его воспоминание». Творить – это не вкушать «сотворенное» из чужих, зачастую, грязных рук. Право это и эта обязанность даны каждому христианину и неотъемлемы. И никакой специальной «харизмы» не нужно тому, кто уже обладает полнотой церковной благодати – любому из нас, крещенному водой и Духом по Вере его в Господа нашего Иисуса Христа.

А – «сработает»?

Для того, чтобы «сработало», нужно выполнение еще двух – всего двух! – условий, которые поставил Сам Христос.

Во-первых, «веруйте в Бога и в Меня веруйте. Верующий в Меня спасен будет, а неверующий уже осужден». И Бог, зрящий на сердце человека, не соизволяет неверующему – ничего не окажется для него в Чаше, кроме кусочка хлеба и капли красного вина, и он не найдет там Христа, в Которого не верит – что ж, это справедливо. Как в анекдоте: «Господи, к Тебе атеисты. – Скажите им что Меня нет».

А во-вторых – Христос пришел не к праведникам, но ко грешникам для покаяния. И Кровь Его изливается Им до сего дня «за многих во оставление грехов». То есть, к «праведным», к считающим себя правыми, Господь не приходит – Он им не нужен. Он приходит к грешникам принять их в покаянии – и простить. Все мы грешные – «родился – и уже виноват». Но только те, кто сознают свои грехи, отказываются от них или хотя бы борются с ними, хотя бы стыдятся их – достойны помощи Божьей, которую Христос не замедлит подать им Своими Плотью и Кровью, Духом Святым. «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

Есть такой рассказ в Житиях. Какой-то старец гулял по берегу некоего озера, и вдруг увидел Свет и Огнь Небесный, ниспавший в виде как бы молнии на землю на другом берегу озера. Поспешив туда, он обнаружил детей игравших в церковь, и только что, не ведая, совершивших евхаристию.

«Пока не будете, как малые дети, не войдете в Царствие Небесное».

Ну хорошо, а как же все это, «нажитое непосильным трудом»: уставы, богослужения, облачения, освящения, законы и правила – имя им легион, чины и звания, «тайносовершительные харизмы» и «священные благодати» - как быть со всем этим хозяйством? Да никак. Все это – со страху вполне ритульному и по природе своей языческому: «а вдруг не сработает?». Здесь уместна формула: трус, дурак и невежда посеяли и взрастили, а плод достался примкнувшему к ним мошеннику. Когда-то, давным-давно первые ритуальные страхи были посеяны трусливыми фарисействующими дураками из первых христиан, которые еще при жизни апостолов опасались, что «не сработает», и заставляли уверовавших во Христа и крестившихся во Имя Его еще и обрезываться «страха ради иудейского». И были заботливо взращены церковными жуликами – священносановной корпоративной заединщиной, сразу же отделившей себя от Народа Божия в особую жреческую касту Архиереев ( а архиереи-то – Христа распяли) ради земной власти над людьми. За тысячелетия церковной истории «скандалов и безобразий» страхи эти дали богатый плод «во сто крат» на ниве церковных суеверий и «православного» язычества. Они – вопиющий признак отсутствия Веры у магов-материалистов, которые верят не в Христа, а в технологию «православной» магии – и здесь она у них и вправду «не сработает» ни разу, хоть лоб себе разбей.

«Оставь мертвых погребать своих мертвецов, а ты по Мне гряди». На Свободу, на которую Он, сказав «люблю», отпускает нас – всех, верующих в Него. За ним, читатель.

Олег Чекрыгин
http://pravtoday.ru/ritualnye-straxi/
Tags: злободневное, православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments