strang_rock (strang_rock) wrote in christ_civ,
strang_rock
strang_rock
christ_civ

Духовные скрепы - это не духовные склепы.

Оригинал взят у strang_rock в Духовные скрепы - это не духовные склепы.
Авторитет Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата в Украине растет. Многие верующие приходят в храм, и пока не убедятся, что он у нас Киевского Патриархата, не заходят и требы не заказывают. Верность Христу и честность перед народом Украины наша Церковь доказала словом, делом, кровью, кошельком и колокольным звоном. Дальнейшее развитие Церкви в Украине обязательно приведёт к серьёзным изменениям. Какие они будут сказать сложно пока, но они неизбежны. И вот одно из последних заявлений патриарха Филарета. "Я отказываюсь идти на покой не потому, что не могу пожертвовать должностью во имя единой Церкви. Я могу уйти на покой, но если найдется человек, который понесет этот груз. Не просто скажет: «Я могу», потому что много таких, которые скажут «Я могу», а не понесут. А такой, который действительно сможет. Тогда во имя единой Поместной церкви я мог бы отказаться от предстоятельства."
В среде околоцерковной бродит много мифов про УПЦ КП. Попробую немного показать как есть на самом деле.

Административное подчинение.
Духовные католики почему-то считают, что в православии все Поместные Церкви обязательно должны подчиняться единому центру. Это, по меньшей мере, искажённое видение экклезиологии. Структура Вселенской Православной Церкви такова, что существуют Поместные Автокефальные Церкви, административно самоуправляемые, и лишь ДУХОВНО подчинённые единому центру - Царствию Небесному во главе с Иисусом Христом. Чисто теоретически, "внешним" органом земного управления Вселенской Православной Церковью можно представить себе Вселенский Собор, но последнюю тысячу с лишним лет мы жили без этого "легитимного органа власти" и ничего, не умерли.
УПЦ КП - церковь самоуправляемая, образовавшаяся без нарушения церковных канонов - значит абсолютно каноническая, состоит из мирян (социологические службы называют цифру 15 млн.), духовенства и епископата. Киевский Патриархат, как Поместная Церковь, имеет своего патриарха, избираемого Поместным Собором. Одной из ошибок, старательно муссируемой в РПЦ и около, есть мнение, что УПЦ КП - это личный проект патриарха Филарета. Мол, не получилось стать патриархом Московским - решил создать "свою" церковь и стать патриархом Киевским. Это очень глубокое заблуждение. Филарет - уже третий патриарх УПЦ КП, так что Церковь наша не им создана, не с ним закончится.

Язык Богослужения.
Украинский язык Богослужения - необязательное условие службы в храмах Киевского Патриархата. Есть приходы, где служат на церковнославянском, встречаются в некоторых храмах элементы службы на молдавском и румынских языках. Устав УПЦ КП не предписывает обязательного языка Богослужения. Лет 15- 20 тому назад приходов, служивших на ЦСЯ было больше, чем сейчас, но это связано не с административным регулированием, а с естественным развитием Украинской Церкви. Церковь хочет разговаривать с народом на понятном ему языке. Переход на украинский язык - не прихоть священноначалия УПЦ КП, а требование собора верных. И этнофилетизмом тут совершенно не пахнет, ибо этнофилетизм - это когда общецерковные интересы приносятся в жертву национальным. Богослужение на украинском - это возможность донести Евангелие Царства донести "всем народам", а также исполнение заветов свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые "службу Божию совершати комуждо своим си языком завещавщии" (Акафист Кириллу и Мефодию икос 12). В последние годы и УПЦ МП начала заниматься переводом Евангелия и Богослужебных текстов на украинский язык, ибо это требование церковного Предания.

Раскол.
22 года - срок немалый. За это время, если действительно раскол был, он обязательно бы проявился. Напомню, по определению Василия Великого, "раскольники — те, кто иначе мыслит о некоторых церковных предметах и вопросах, кои, однако, "допускают уврачевание". Мы мыслим о Церкви одинаково. Ничего не поменяли ни в Богослужении, ни в экклезиологии, ни в административном устройстве, ни в каноническом праве. Даже все эти заморочки с одеваниями архиереев и системой "наград" священников остались прежними. Есть, правда, одно отличие нашего патриарха от патриарха Кирилла. Филарет без охраны ходит. Но это не нарушение канонических норм вроде.

Много-много лет уже, при встречах с представителями УПЦ МП, мы просим показать в чем мы не правы. Ответов два. "Филарет" и "Раскол". Первый аргумент пустой - мы не на Филарете строим Церковь, а второй бессмысленный, ибо под каноническое определение раскола УПЦ КП не подпадает. Что ещё? Не знаю. И оппоненты молчат. Духовные скрепы - это не духовные склепы. Не нужно самих себя загонять в угол и под землю. Церковь и Её Предание - Древо живое, растущее и приносящее плоды, а не бесплодная смоковница. Весна уже пришла - пора показать желание дать плоды.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments