?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

vs

Попалась мне в одной электронной библиотеке книга Фомы Кемпийского «Погдражание Иисусу Христу» http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/fkn1.htm. И тут же на ум пришла когда-то прочитанная рецензия святителя на эту книгу. Из закоулков сознания сразу всплыли слова «прелесть» и «роман с Богом». В общем, понял я, что нарвался случайно или нет на «прелестную» книгу. Святитель, конечно, читать ее крайне не советовал православным… но ведь такое искушение.. ну хоть пару строчек. И я решился… Пока прочитал только пару страниц… То ли я духовно слеп, то ли все еще впереди, но пока ужасов описанных свт. Игнатием не вижу. Возникает пара вопросов:

1)читал ли сам св. Игнатий эту книгу?

2) Если читал, то зачем столько ненависти?

3) А может просто я духовно слеп, не могу разглядеть подвоха?


Свт. Игнатий.

"Как прав был тот помещик (об этом пишет свт. Игнатий Брянчанинов), который, увидев в руках своей дочери католическую книжку «Подражание Иисусу Христу» Фомы Кемпийского (XV в.), вырвал у нее из рук и сказал: «Прекрати играть с Богом в роман»."составилась она из ложных понятий; ложные понятия родились из неправильных ощущений, сообщенных книгой.

Фома Кемпийский. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение – поучаться в жизни Христа Иисуса.

Свт. Игнатий. В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сладострастия….

Фома Кемпийский. Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), – разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие – вот в чем состоит верховная мудрость.

Свт. Игнатий. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, — и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией.В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. Старцу Исаии — иноку, безмолвствовавшему в Никифоровской Пустыни, преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из “Подражания”. Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: “О! это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! тут все— придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их”Прелесть, как несчастье, представляет собой зрелище горестное; как нелепость, она — зрелище смешное. Известный по строгой жизни архимандрит Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, занимавшийся в простоте сердца почти исключительно телесным подвигом, и о подвиге душевном имевший самое умеренное понятие, сперва предлагал лицам, советовавшимся с ним и находившимся под его руководством, чтение книги “Подражание”; за немного лет до кончины своей он начал воспрещать чтение ее, говоря со святой простотою: “прежде признавал я эту книгу душеполезною, но Бог открыл мне, что она — душевредна”. Такого же мнения о “Подражании” был известный деятельной монашеской опытностью иеросхимонах Леонид, положивший начало нравственному благоустройству в Оптиной пустыни.

Фома Кемпийский. Себя самого в правду знать и презирать себя – вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое – вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее.

Парочка альтернативных комментарием от православных святых.

Свт. Димитрий Ростовский «Гость от западных стран, чужий человек, но не с худым товаром, Фома именуемый, свой сундучок открывает, свою, глаголю, книжицу, о подражании Христовом зовомую, отверзает пред очима нашима, и показует един бисер, зовомый смирение, его же цены гордыи чада Адамова мало ведят: ибо и силы того разумети не хотят и презирают».
Свт Филарет Московский. «Видите что, о. архимандрит Сергиевой пустыни (ств. Игнатий) написал книгу против Фомы Кемпийского и желает, чтобы я ее видел, и побудил его к изданию ее в свет. Не надеюсь, чтобы, если прочитаю книгу, мог и написать о ней то, что понравилось бы ему. Мне странною кажется мысль писать назидательную книгу именно против книги Фомы Кемпийского. Мне кажется, всего удобнее продолжить молчание, в котором я до сих пор оставался невольно» (Письма митрополита Филарета Московского архимандриту Антонию. Ч. II. М., 1883).


Комментарии

( 32 комментария — Оставить комментарий )
nadoedalo
10 апр, 2014 19:05 (UTC)
Знаю обратный пример, есть книга такая, "Невидимая борьба", написана каким-то итальянцем католиком, потом переведена на греческий Никодимом Святогорцем, а потом на русский в вольной переводе Феофана Затворника. В начале всё еще более-менее православно, но потом начинается католический угар в собственном соку с советами как проецировать свои сексуальные желания на Христа с лобызанием его язв, целованием и молитвами к ним. Еще и крест животворящий советуют представлять и обнимать его. И ничего, главное, что вроде как из под пера православных.

Edited at 2014-04-10 19:06 (UTC)
doctoralexxx
10 апр, 2014 19:12 (UTC)
Да, когда-то я начинал читать "Невидимую брань" в адаптации свт Феофана, но до того, что вы пишите я не дочитал. Не уверен, что в адаптированной книги это есть. Если есть возможность, цитату киньте.
(без темы) - nadoedalo - 10 апр, 2014 19:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanuwa77 - 10 апр, 2014 19:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doctoralexxx - 10 апр, 2014 19:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nadoedalo - 10 апр, 2014 19:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanuwa77 - 10 апр, 2014 19:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nadoedalo - 10 апр, 2014 20:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - tanuwa77 - 10 апр, 2014 20:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - cergiy - 11 апр, 2014 02:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - nadoedalo - 12 апр, 2014 19:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doctoralexxx - 10 апр, 2014 19:27 (UTC) - Развернуть
otec_brown
24 янв, 2019 12:14 (UTC)
Лоренцо Скуполи
tanuwa77
10 апр, 2014 19:45 (UTC)
Мне кажется, что у нас в принципе не любят/не умеют говорить про любовь к Богу. И про любовь Бога к нам. И вообще про любовь. Все как-то больше про пост, смирение и послушание. И вообще, любовь, наивысшая добродетель, до нее надо обрести все остальные, а когда еще это случится... Поэтому любая литература, где речь идет о личных отношениях с Богом и упоминается любовь, воспринимается как неприличная. Как "роман". А здесь любовь к Богу упоминается. Вот уберите это упоминание - и будет православная книжка. А с любовью - католическая)
dmatveev
10 апр, 2014 20:45 (UTC)
От архим. Августина (Никитина) на одной конференции слышал (давно уж, году в 1997, но не думаю, что перевираю мысль), что эта брань еп. Игнатия (Брянчанинова) в адрес католиков, как и одновременная встречная ("ваш Палама такой-сякой был" и пр.) - религиозная проекция той напряженности между Россией и Западом, которая в результате привела к Крымской войне. Богословская артподготовка, так сказать. Там вначале еще на Св. Земле какая-то заваруха с монастырями была между церквами.

Edited at 2014-04-10 20:52 (UTC)
triponaciy
10 апр, 2014 20:57 (UTC)
как модератор
Пожалуйста, поправьте шрифт на стандартный.
doctoralexxx
11 апр, 2014 07:15 (UTC)
Re: как модератор
Я бы с радостью, но пока не разобрался как
ioanna_poula
11 апр, 2014 03:19 (UTC)
Фома Кемпийский написал прекрасную книгу, очень вдохновляющую.
А И. Бренчанинова я не читаю. В неофитский период открыла, прочла пару предложений и поняла, что вряд ли когда нибудь прочту еще хотя бы одно,
punk_lowliness
11 апр, 2014 04:18 (UTC)
простите, если Вам покажется, что я ёрничаю - но как же так? Брянчанинов - светочь нашего русского православия, которое Вы считаете вполне соответствующим христианству и не видите нужды "адаптировать"?
я в 90-х его штудировал том за томом и всё принимал за чистые глаголы истинной духовности.
doctoralexxx
11 апр, 2014 07:22 (UTC)
Вот вот! Как говорится, активно плюсую! И я принимал за "за чистые глаголы истинной духовности".
Перестал читать, когда понял, что мое психологическое состояние ухудшается после прочтения этих глаголов.
Негатив какой-то сплошным потоком... То ли дело авва Дорофей
doctoralexxx
11 апр, 2014 07:25 (UTC)
Вот и у меня стоят все тома... Что-то конечно можно у него найти интересное, но в целом - пессимизм и абсолютная безрадостность. Нет у него, как мне кажется, "всегда радуйтесь"
(без темы) - ioanna_poula - 11 апр, 2014 13:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - doctoralexxx - 11 апр, 2014 14:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ioanna_poula - 11 апр, 2014 16:48 (UTC) - Развернуть
punk_lowliness
11 апр, 2014 05:49 (UTC)
интересно...
таки ждём продолжения, когда до конца дочитаете.)
doctoralexxx
11 апр, 2014 07:23 (UTC)
Re: интересно...
Да, самому интересно, но читаю медленно)
punk_lowliness
11 апр, 2014 08:11 (UTC)
Re: интересно...
будем ждать..)
Ludmila Master
7 дек, 2017 04:56 (UTC)
Фома К. О подражании Христу
Честно, еще не дочитала, но очень нравиться: просто, доступно, к сердцу. Что касается полемики со св. Игнатием Б., то чувствую здесь неправоту святителя. К примеру:
Нет исповедания своих грехов?
7. [271]. И сказал я: Господи, призвал я Тебя и возжелал Твоей сладос-
ти, и готов все ради Тебя отринуть, ибо Ты сначала возбудил меня, да
поищу Тебя. Буди благословен, Господи, яко сотворил благость с рабом
Твоим по множеству милости Твоей. И что еще возглаголет раб Твой
пред Тобою, разве да смирит себя пред Тобою великим смирением,
всегда поминая свое беззаконие и немощь свою и ничтожество. Ибо
нет подобного Тебе во всем великолепии земном и небесном. Добры
зело дела Твои, Господи, правы суды Твои, и промыслом Твоим управ-
ляются. Всяческая. Хвала Тебе и слава, о, Премудрость Отчая: Тебя
хвалят и благословляют уста мои, и душа моя и все творение вкупе.
Нет смирения?
Но знаю и исповедую, что и в самой малой вещи не могу я
достойно воздать долг благодарного хваления. Выше меры моей все
блага, мне дарованные, и когда устремляюсь я к славе Твоей, исчезает
в ее величестве дух мой.

3. [279]. Старайся, сын Мой, больше чужую волю исполнять, нежели
свою. Выбирай всегда, что меньше, а не то, что больше. Ищи всегда
нижнего места, чтобы тебе всегда позади всех быть. Желай всегда и
молись, чтобы воля Божия совершенно в тебе исполнилась. Се внидет
таковой человек во страну мира и упокоения

Святые тоже ошибались, так зачем принимать все ими написанное, как истинное?

Всем разумения в познании главного.
( 32 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel