triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

После опроса...

Моё отношение к термину "ПГМ" :
1.    Есть категория людей, которые имеют  неплохое образование  и считают себя весьма умными и продвинутыми, надменно относятся ко всему, что им не по нраву. Эти люди лишены мудрости, потому как мудрый никогда так не будет думать. Вполне возможно,  что такие люди и придумали термин ПГМ, как вариант ХГМ, как некое надменное оскорбление.  Но, таких людей мало и они не столь влиятельны, чтобы им удалось запустить некое определение в массы в ИХ интерпретации.  Не столь важно откуда новое слово исходит и, что имелось ввиду изначально, важно почему и с какими смысловыми акцентами оно вошло в язык .
2.    На мой взгляд, успех распространения этого термина, прежде всего в том, что благодаря клерикальной пропаганде последних лет, многие столкнулись с неприятным, бескультурным, агрессивным под маской «православия». К сожалению, подобный подход виден не только у т.н. «царебожников», старушек у подсвечников и т.п., это слышалось и в заявлениях известных и занимающих высокое положение отцов. Ситуация рождает определение, когда речь шла о "свечкодувках", то "православнутые" вполне хватало, но когда люди увидели этот агрессивно-бескультурный подход по всему фронту, когда он начал вызывать противление и внутри церкви, тогда ПГМ (или другой вариант ПШ) и вошло в широкое употребление. И это – реальность, а от реальности не стоит бегать, её надо оценивать и  исходя из оценки делать выводы, и решать как с ней жить.
3.    К сожалению, религиозная и идеологическая агрессия очень свойственна современному российскому обществу. Психологические и иные причины этого – отдельный интересный разговор. Но, увы, приходиться заметить, что и католики наши часто «святее папы», и буддисты многие (я их называю "руссобуддисто", тоже обижаются, бывает))) «круче» и непримиримее Далай-Ламы, и даже иудеи, как правило, радикальные хасиды. Радикалы и всякого рода «непримиримые» есть везде, но у нас их особо много, они особо заметны, не они, чаще, а более умеренные представители того или иного направления (веры) являются внутренними маргиналами. Но, тут есть одна важная деталь: общаясь с непримиримыми язычниками, атеистами, буддистами и т.д., вдруг выясняется, что первый шаг в своих поисках они делали в православный храм, и увиденное там подвигло их в «страну далече»….
4.     ПГМ, по сути, это православие без Евангелия, без главенства опыта Благой Вести, форма, диктующая содержанию своё понимание. Это та «религиозность», о которой писал Шмеман и которая всем нам свойственна в той или иной мере, и , увы, имеющая отношение к исторической церкви. Есть ли у меня ПГМ? Да, в той или иной мере есть, и мне полезно задавать себе этот вопрос время от времени, чтобы уменьшить "Православие Головного Мозга" в себе. Сила настоящего христианства в умении принимать вызов, умении обратить на себя вопросы, обращённые к другим, отказе от страха, в т.ч. перед реальностью. Больше во мне ПГМ или такого, настоящего христианства? Боюсь, первого больше.
Поэтому я и проголосовал за 4й пункт, ПГМ я употребляю, в т.ч. и по отношению к себе.

Tags: опрос, современная церковь, социология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments