naficus (naficus) wrote in christ_civ,
naficus
naficus
christ_civ

Category:

Слезы иезуита.



Смутили меня воспоминания о.Сергия Правдолюбова об о.Михаиле Арранце. С таким «очень православным» душком.

Слезы иезуита

--И вот тут-то, я бы даже сказал, снимается даже древняя вражда… Несколько лет назад я имел возможность слушать лекции отца Мигуеля Арранца, когда он был еще жив. Колоссальный ученый ум, баск, испанец, отец-иезуит, не могущий терпеть русской рясы, русского Православия, вскипающий негодованием, когда видел православного священника, я этому свидетель.
Однажды он напал на меня страшно, как – не буду объяснять, долго. Я регулярно ходил на его лекции в Андреевский монастырь. Ибо он литургист и магистр богословия, и я – магистр богословия. Ведь я тоже, хоть маленький, но литургист, я должен был слышать этого человека.
И вот, со всей нелюбовью к Православию, к православному духовенству он, когда говорил о Великом Четверге, вдруг вспомнил свой приезд в Троице-Сергиеву Лавру как раз в православный Великий Четверг. И рассказывал, как он был там в самый разгар советского времени и видел, как причащаются православные русские женщины, старушки и крестьяне, и мужчины.
И у него, у иезуита, прожженного иезуита, даже в рассказе, когда он говорил о Троице-Сергиевой Лавре и Успенском соборе, слеза появилась. «Как причащались эти люди, – говорит. – Какое было Причастие!..» Когда такое звучит из уст иезуита – это особенно важно. Он увидел, понял, как Господь верующим православным людям дает это участие в Тайной Вечере и причащает их всех, не обзывая схизматиками и всякими другими нехорошими словами.
Православное восприятие святых Христовых Таин прожигало даже иезуита до того, что он прослезился. Я это запомнил хорошо, потому что я знаю его личное отношение к православному духовенству и вообще к Православию. А вот он вдруг смог оценить главное.
--
http://www.pravmir.ru/vecheri-tvoeya-taynyiya-dnes-liturgiya-velikogo-chetverga-audio/

Неправдоподобные пафосные заявления «не могущий терпеть русской рясы», «со всей нелюбовью к Православию, к православному духовенству», «прожженного иезуита», по отношению к человеку посвятившему всю жизнь возрождению русской литургики. Да и сами слова о.Михаила говорят скорее об обратном:

-- - Уважать друг друга, потому что это сам Христос выражается в наших разных конфессиях, особенно католической и православной. Это сам Христос. Презирая православных или угрожая им, мы идем против Иисуса Христа и тут, в этой стране, где так много людей, которые не верят в Иисуса Христа, ясно, что мы должны свои усилия соединить, чтобы помочь евангелизации этой страны. И не должны ревновать. Мы должны, если молодой человек приходит к нам и просит крещения, рассмотреть его положение, и если видим, что он лучше принадлежал бы своему православному приходу, направлять его к своему батюшке. А пока надо помогать, учить его читать Евангелие, объяснять ему сущность христианства, и не показывать, что есть два выбора – или-или. То есть что он будет православным, а мы – католики, а помогаем ему стать хорошим православным. Люди будут интересоваться, будут ходить в храмы, поскольку они нам позволят, они позволяют нам ходить в их храмы. Мы будем стараться понимать православные богослужения, будем стараться молиться с ними, если для нас, для людей восточного обряда, это очень просто. Я прихожу в любой православный храм на всенощное бдение, на литургию, я без психологической подготовки молюсь с ними искренне, потому что я их понимаю. И знаю, что это драгоценная вещь, драгоценная традиция. Вот если католик, который не знает православного богослужения, внешне, легкомысленно говорит: “А, это очень длинное, мне не нравится, священники ведут так себе» – это, по-моему, критическое отношение мешает, не говорю, экуменизму, но пониманию христианства в этой стране. То есть надо избавиться от предубеждения, предрассудков и просто посмотреть с любовью друг на друга, и пытаться молиться вместе? - Да, и стараться понимать их, и говорить вначале духовные упражнения. Мы должны стараться уважать точку зрения ближнего. Если, по-нашему, она ошибочная, тогда мы должны постараться объяснить нашему брату, почему мы думаем, что он должен исправить свое положение. Но сначала мы должны понять и сказать, почему этот брат добросовестно не может иметь подход к религии, Иисусу Христу, так, как я, и даже лучше, чем я. Вот, если смотреть, например, посты православные, как они постятся; причащение, например, вот это, на самом деле, удивительно. Особенно для меня, который еще практиковал старую традицию католической церкви поститься с полуночи до причащения. Это упрощение этих правил у нас, по-моему, правильно. Но все равно надо смотреть, как другие сохраняют эту верность традиции, древней традиции.—
http://www.radiomaria.ru/publ/5-1-0-29

И еще http://gazetakifa.ru/content/view/2371/

Похоже, что воспоминания о.Сергия не более чем плод воображения или намеренное искажение.
Правдолюбив ли протоиерей Правдолюбов?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments