triponaciy (triponaciy) wrote in christ_civ,
triponaciy
triponaciy
christ_civ

Categories:

Про это ч.7

Вопросы на исповеди, епитимьи.
В процессе укрепления и развития практики тайной исповеди  в Византийский период общепринятым становится вопрошать исповедника, т.е. духовник задаёт кающемуся определённые вопросы на исповеди. Эта практика перекочевала и в Русскую церковь. Перечисления вопросов входило как дополнение в сам чин исповеди, кроме того существовала масса печатных и рукописных текстов по теме , составленных чаще от переводных греческих источников. В замечательном фундаментальном труде А. Алмазова «Тайная исповедь» приводится таблица, составленная автором по рукописи 17го века «Исповедь каждого чина по Десятословию со увещаванием святых отец и учителей церковных». В таблице указывается название греха с некоторым пояснением , положенная епитимия ( срок отлучения от причастия, пост и количество поклонов), а также, за считавшиеся тяжкими грехи , указывается и уголовное наказание, по мнению Алмазова , переведённое из византийского законодательства.

Сразу бросается в глаза количество пунктов, относящихся к нарушению 7й заповеди , их более 80  , при этом , к 8й заповеди ( «Не укради») относится  всего 4 пункта! Надо заметить, что данная рукопись не является исключением, такое соотношение вполне характерно для различных  чиновников и сборников по теме, вплоть до второй половины 18го века.
Желающие полностью ознакомиться с таблицей или со всем, состоящим из 3х томов трудом почтенного классика в области церковного права А. Алмазова, без труда найдут эту книгу в сети. Здесь же мы приведём и обсудим несколько примеров:
Епитимья за блуд – 7 лет отлучения от причастия, при этом обоих бьют кнутом
 птицеложество – 3 года, правда, отсекают голову….
Интересно несоответствие церковного и гражданского закона. При этом логика гражданского вполне понятна: противоестественная связь наказывается строже естественной….А вот смягчённое церковное наказание , на мой взгляд, свидетельствует о более терпимом отношении к грехам , свойственным монашествоющим.
Кстати , те же 3 года получает « Со скотом блудивый , иже в снедь не употребляется» ,   другое дело « Аще ли в скот блудил снедной , стотину убить и не ясти ю» - 16 лет и смертная казнь. Т.е. если соблудил с собачкой – всё лучше , чем с женщиной, а , вот, если с овечкой сошёлся – повинен смерти , поскольку осквернил то, что можно съесть.
 Если рассматривать это, с позволения сказать, «кодекс» в целом, то совершенно ясным становится, что составлялись подобные тексты «аскетами», далеко не освободившимися от плотских влечений, «скопцы ради Царства Небесного» - явно не о этих  злобных и болезненно озабоченных людях. Ещё один пункт:
« Не рукоблудствовал ли друг с другом ты ево а он твой уд»  - Сколько вы думаете? Всего каких-то 80 дней без причастия! Пунктик для своих, этакое, «утешение братии»
При этом, руководствующийся подобными чинами духовник должен вмешиваться во все подробности интимной жизни законных супругов:
«Муж своею жену или чужую блудяй в задний проход» - 15 лет и «Срамный уд отрежут»
«Не блудил ли жен сзади в передний проход , понеже не лицем к лицу , но скоцки»  - 14 дней без причастия. Вот это «по скоцки» очень характерное замечание, при этом в расчёт не берётся даже то, что у людей с определённой комплекцией, фактически, не остаётся других возможностей исполнить свой супружеский долг. Но , гораздо хуже:
«Муж жену на себя пуская» - от 3 до 5 лет отлучения. Этот пункт долго вызывал у меня недоумение. Отчего некая поза при интимной связи законных супругов приравнивается по строгости наказания к скотоложесту? Монашеского интереса здесь не видно, в чём же причина? Ответ пришёл с неожиданной стороны, когда я посмотрел вот это видео с поучениями иудейского наставника 
22.2. О СЕКСЕ часть 2 - YouTube    ( монархиста и сталиниста, кстати) . ( 1-3 мин. записи). Положение, когда женщина находится сверху мужчины называется  этим рабэ   «национальный видом идолопоклонства», который практиковался у народов, произошедших от дочерей Лота, обманувших пьяного отца, и зачавших от него детей именно в такой позе ( другую он принять не мог из-за крайней степени опьянения). Возможно, что подобная поза действительно могла носить какой-то ритуальный смысл у некоторых  давно исчезнувших народов. Но, какая здесь связь с Новым Заветом? Ответ однозначен : НИКАКОЙ! Данная история , свидетельство того, как в исторической церкви законническое, религиозное, обрядовое, давно потерявшее( если ещё когда-то имевшее) рациональное значение , часто одерживало верх над Христовым и подлинно духовным. Увы, проводниками этого были монахи, посвятившие свою жизнь Богу, являвшиеся авангардом средневековой церкви. Спайке сокрализованной власти и монашеской элиты было весьма выгодно контролировать интимную сферу населения, включая внутрисемейные отношения, т.к. через это легче  воспитать в людях чувство вины и  абсолютную покорность. Но ничего не проходит безнаказанным. Такое извращение христианской проповеди привело к неминуемым рефлексиям: от деления церкви и появления ислама, до современного богоборчества.  Душа – то, действительно, по природе христианка и не может спокойно мириться с  антихристовым, даже если оно исходит из самой исторической церкви.
Tags: аналитика, брак и интим, покаяние, экклезиология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments