Роман и Дарья Нуриевы (roman_i_darija) wrote in christ_civ,
Роман и Дарья Нуриевы
roman_i_darija
christ_civ

Categories:

Храмы Бирска

015

В ходе недавнего дробления епархий РПЦ старинный Бирск обошла молодёжь: 40-летний епископ Амвросий и 50-летний, не особенно православный Нефтекамск, ставший его кафедрой. Население Бирска в три раза меньше, но храмов при этом в три раза больше, чем у нефтяников. Собственно, у тех он один. На месте бирян мы бы обиделись. Но сами биряне почитают волю священноначалия, а обидеться решили на марийцев. Впрочем, об этом позже.

Главное в современном православном храме – купол. Задолго до того, как луковица стала более узнаваемым символом православия, чем крест, Е. Трубецкой приметил интересную закономерность. «Всякий строитель храма, – писал он, – несет к подножию креста то, что наполняет его душу». И потому, например, ХХС похож на «огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва». Дух купеческого, но очень провинциального Бирска точно так же запечатлелся в его куполах.

001

Правда, эта репа, раскрашенная в цвета греческого флага, смотрится не такой уж толстушкой. Сейчас здесь находится женский монастырь. Внутри сохранились росписи (неканоничных дедушек Саваофов – даже два) и бессистемно развешены облупляющиеся иконы дурного письма XIX века. У свечного ящика обнаружились подписные листы: полным ходом идёт кампания за снос памятника Ленину. Пока оставляли в храме свои автографы, тут же вертелась стайка захожан с новокрещаемым рабом Божьим:

– Ой, а что это они там пишут? Мы маленькие записки-то подали, а тут большая какая-то…

Бежим с Галкиной горы вниз, и натыкаемся на мечеть.

002

Торчащий над избушками минарет имел весьма органично непрезентабельный вид. Посчитали новоделом, подходить не стали – и ошиблись. Минарет надстроен над историческим зданием мечети 1903 года.

А вот и центральная площадь, ждущая а) восстановления собора, б) переименования из Октябрьской в Троицкую и в) выноса Ленина.

003

Да, Ленина не видно. Но всякий горожанин знает, что он прячется за ближайшими деревьями. Более того – нагло стоит на постаменте. И – мешает.

Без памятников город не останется. Тут же находим новый, купцу. Купец – это, наверное, к деньгам. Так что церковь не протестует.

004

Третий храм, Никольский, находится по соседству. Чувствуется близость его и к небу, и к человеку. С одной стороны, паперть выходит прямо в чей-то дворик:

006

С другой, можно отправить письмо Богу. Справедливо не доверяя «Почте России» – почтой ангельской.

007

Здесь и борьба с врагами церкви ведётся наиболее рьяно. Двери обклеены листовками. Нас заинтересовал призыв к созданию «православных родительских коммитетов» (орфография оригинала), поскольку ОПК выбрала всего лишь 1,8 % башкирских четвероклассников. Но подошедшая работница храма решила, что мы читаем листовку против ювенальной юстиции:

– Вы дочитайте, там про педофилов написано!

005

Уточнять, отождествляет ли матушка педофилов с ювеналами, мы не стали. Разговорчивая (несмотря на вопли крещаемых как раз младенцев) женщина показывает развёрнутый на свечном ящике буклетик о семье последнего императора:

– А вот, посмотрите, это подарили мне. Я выставила, чтобы читали. А то тут люди тёмные, о царе не знают ничего, – и предлагает нам подписаться за снос Ленина.

Однако не обо всех врагах написано в храмовом притворе. Услышав о финнах, мы, гости из Карелии, настораживаемся. Уже триста душ здесь, посреди России, уловили в свои мрежи коварные лютеране.

– Так здесь есть лютеранская община? – мы счастливы.

– Да… И чего они тут забыли, когда у нас тысячелетие крещения Руси!

Забыли тут марийцев, и не финны, а скорее русские. Примечательно, что разговор ведётся в храме, который до реставрации был вовсе не Никольским. Он предназначался специально для инородцев. Инородческая церковь неслучайно носила имена святителей казанских. Спешим к марийским лютеранам.

008

Мы явились не вовремя. Пастор в отпуске, так что даже богослужение совершается мирским чином. Однако для нас проводят экскурсию, показывая все закуточки, вплоть до душевой. В Миссионерском доме – комнаты для гостей, детская игровая комната, канцелярия, кабинет священника, библиотека, кухня и столовая. Неожиданная, действительно нерусская чистота и аккуратность.

008а

Но мы начинаем осмотр с храма, весьма скромного для столь многочисленной общины.

009

На дверях 95 тезисов Мартина Лютера: правда, уже с внутренней стороны.

010

Богослужения проводят на русском и марийском языках, одно за другим. В этом, похоже, один из секретов того, как молящиеся размещаются в тесном помещении. Кроме того, далеко не все из 300 человек – биряне. К приходу относятся даже жители Пермского края.

011

Лютеранских храмов в Башкирии всего два. Этот относится к Церкви Ингрии, а в Уфе – немецкий.

014

Псалтирь и Евангелие на марийский перевели совсем недавно. Этот народ и в царской России в основном оставался языческим.

013

Пока РПЦ продолжает предлагать им царя и церковнославянский, родственные марийцам финны пришли с благовестием…

012

…и дарами. Никаких лавок, бесплатная литература, в своём месте нуждающиеся могут выбрать одежду.
А это уже своя, национальная, для особых торжеств:

016

Нас особенно привлекли вот эти сумки:

015

Чтобы дети не мешали взрослым на службе (потихоньку проникаясь ненавистью к богослужению), им готовят специальные тематические задания (раскраски, головоломки и проч.). Их раскладывают по сумкам, в каждую свои. Сумки с сюрпризами напоминают западные «календари Адвента» для детей.

В цокольном этаже находится ещё одна столовая. На стене висят молитвы, читаемые до и после еды: на русском, марийском, финском, эстонском, английском.

017

018

Одно из окон глядит здесь в импровизированный музей.

019

Другое – в море.

020

Оригинал взят у roman_i_darija в Храмы Бирска

Tags: православие, протестантизм, путевые заметки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments