3axap_kap_kap (3axap_kap_kap) wrote in christ_civ,
3axap_kap_kap
3axap_kap_kap
christ_civ

Categories:

Не сотвори себе героя

Зачем нужны герои?
Полагаю, постановка этого вопроса в корне неправильна. И я постараюсь объяснить, почему.

Государство и общество всегда стремилось обеспечить свое существование на длительную перспективу. С этой целью создавались легенды, писались книги, изучались биографии великих людей- героев, которые были примером для подрастающего поколения и нравственным ориентиром для тех, кто искал совершенства и мог бы "положить душу свою за друзей своих", едва бы такая необходимость и возможность возникла. Так у молодежи воспитывалось чувство гордости за свою родину, но особенному чествованию подлежала память тех, кто, будучи в меньшинстве, преодолевая слабость и боль, натиск превосходящих сил противника и собственные страхи, недостаток средств и доверия со стороны соотечественников, проявлял чудеса храбрости, выносливости, терпения, выдержки, изобретательности и альтруизма.

В честь героев называют города и звезды, улицы и площади, героям воздвигают памятники и мемориалы,а на их родине открывают музеи, но длительная, а особенно навязчивая память о них, тем более живых, рождает внутренний протест, который находит выход в циничных шутках и анекдотах, попытках переосмысления ценности их подвига и безупречности личной жизни. Природу этого протеста мы исследовать не будем, а попытаемся вернуться к тому вопросу, которым задались изначала, но немного изменим его.

Итак, кому нужны герои?
Герои нужны тем, кто преследует одну- единственную цель- выжить. Кто намерен поправить свое личное благосостояние или сделать карьеру, пожертвовав несколькими десятками или сотнями человеческих жизней, обеспечить безбедное существование собственным детям и внукам, обогатившись за счет спекуляций на чужом подвиге и просто комфортную жизнь себе любимому в окружении прочных стен, надежной охраны, прекрасных женщин, продвинутых технологий и уважения соплеменников.

Вспоминаю как нас, учеников средних классов, зябнущих в начале ноября на картофельных полях, подгонял толстый партийный работник, укоряя в том, что мы недостойны памяти Павки Корчагина. Почему уборка картофеля растянулась на два месяца и продлилась до холодов, в связи с острой нехваткой вывозящего продукт транспорта и в социалистическом обществе эксплуатировался труд несовершеннолетних детей, упитанный товарищ, скорее всего, отчитываться бы вам не стал. Но тогда, на том злосчастном поле, он бессовестно взывал к нашим героическим и патриотическим чувствам, требуя от нас того, на что ни он, ни его дети, скорее всего, способны не были. А когда у нас родился протест и мы стали указывать ему на несостоятельность его претензий, он разразился отчаянными ругательствами и угрозами в адрес наших родителей.

А ведь были виноватые. Были те, кто пытался детским дармовым трудом компенсировать затраты горючего и техники, кто игнорировал соблюдение техники безопасности и труда, экономя за счет наших человеческих ресурсов, были те, кто продавал горючее, использовал технику по своему личному усмотрению и цинично наполнял карманы на фоне уборки урожая.

Когда староста нашей общины узнал о подвиге майора Солнце- Солнечникова Сергея Алексеевича, накрывшего своим телом боевую гранату и спасшему жизни подчиненных ему солдат, он восторженно говорил о том, что, благодаря таким героям, Россия жива и непобедима. Я, помнится, возразил ему тогда, что смерть одного человека есть следствие преступной халатности и несоблюдения техники безопасности вышестоящего начальства, которое привыкло экономить за счет своих подчиненных, но мой собеседник, сын военнослужащего, тут же выразил свое несогласие с моей точкой зрения и, едва ли, не обиделся на меня.

Кому нужен мертвый герой? Родителям и сестре? Любимой девушке? Друзьям и товарищам? Нет, он нужен тем, кто жив- здоров и взывает к очередным жертвам с лицемерными увещеваниями! Кому нужен герой- калека? Страдалице- жене. Детям, детству которых будет нанесена тяжелая травма. Но он не нужен тем, кто лгал, крал, прикрывался, манипулировал и обогащался.

А давайте вспомним о наших тихих героях- священниках и миссионерах, которые, отказывая себе во всем, были брошены преосвященными политработниками на прорыв безбожия и безверия. Вспомним всех сельских пастырей, понесших не только труд крестоношения и заботу о словесном стаде Пастыреначальника Иисуса, но и материальные обязательства перед преосвященными архиереями, которые, не стыдясь, накладывали на своих солдат и вверенные им приходы бремена материальных попечений о благолепии епархиальных центров и комфортном жительстве князей церкви, часто соревнующихся друг с другом в роскоши и богатстве, но отнюдь не в подвижническом житии и смирении, наличие которых неукоснительно требовали у подчиненных им священников.

Помню мое общение с родственником одного епархиального архиерея. С тем епископом я был знаком, когда он был еще священномонахом. Былое общение обязало меня молиться за старого знакомого и впоследствии, когда я узнал, что он стал владыкой. Так вот, однажды спрашиваю я этого родственника:

- Как владыка поживает?

- Да дурак он!- не моргнув глазом, ответил знакомый.

- Знаешь, может быть у тебя и есть право так отзываться о нем, ведь вы- родственники, но у меня такого дерзновения не имеется.

- Ну как тебе сказать,- поясняет мой товарищ,- У него из епархии попы бегут, кто куда, не в силах сносить его архиерейские аппетиты, а он строит себе трехэтажную виллу на берегу Черного Моря. Разве не дурак, скажи?

Я часто вспоминаю воззвания покойного Патриарха о том, что труд священника- это добровольный подвиг и воздаяния за свои труды следует ожидать лишь на Небе. Помню основные узлы "нравственных" конструкций в поучениях архиереев, возглавляющих епархиальные собрания: это послушание и деньги, деньги и послушание. Архиерею денег всегда мало, он постоянно ропщет на приходских священников, постоянно укоряет их в сокрытии источников доходов и двойной бухгалтерии, неуплате епархиальных взносов и иных "социальных" выплат. При этом авва бывает очень рад т.н. "конвертируемой валюте"- денежным подношениям угодливых священников в запечатанных конвертах, толщиной своей и плотностью свидетельствующей о щедрости и любви подчиненных. Этих "героев" архиереи всегда ставят в пример остальным членам "поповки", которые еще не доросли до понимания значимости как местного деспота, так и его высочайшего благоволения.

При этом архиереи требуют от священников совмещать своевременные и сверхвозможные выплаты денежных взносов с жертвенным служением, миссионерством, добрым пастырством, смирением, заботой о сирых и больных, преподаванием вероучительных основ в школах и прочими пастырскими обязанностями, сами же и одним пальцем не желают прикасаться к этим тяжелым бременам, накладываемым на ближнего своего и подчиненного иерея.

А когда, вдруг, в православной печати заговорили о т.н. пастырском "выгорании", слаженный хор околоархиерейских лизоблюдов отозвался дружным порицанием этих бедняков, эмоционально потухших вследствие несоответствия современных требований Церкви Святому Благовествованию от Матфея и Луки. Обвинили последних посланников Господа в лености, невежестве, наемничестве и предательстве.

Живые герои- исповедники стали прижизненным укором нашим архиереям и старцам, они, некогда приносившие материальную выгоду и удачно сочетавшие это с евангелизацией населения, стали понимать всю тщетность совмещения оных несовместимых деяний, но тут последовал барский окрик и свист помещичьей плетки. Затем мы увидели дробление епархий и увеличение штата епископов из числа ученого и не очень монашества, имеющего о приходской жизни некое опосредованное понятие. Растет и ширится помещичье сословие в Церкви, а уставшие и больные герои идут "в расход", потому что, мертвые, они не таят в себе опасностей. Как, например, священник Димитрий Алферов, сердце которого не пережило расхищения трудов своих и общинных местной епархиальной властью или, вследствие продолжительной болезни, священник Михаил Шполянский, священник Петр Шак, покончивший с собой через повешение или священник Игорь Сангов, выпрыгнувший с балкона собственной квартиры, а нам говорят, что до сих пор остаются неизвестными причины, которые вынудили священнослужителей свести счеты с жизнью.

Причины всех этих продолжительных болезней и преждевременных смертей в том, что герои начинают понимать, кому, прежде всего, нужны их страдания и мужество, подвиги и героизм. Нужны они церковной элите, которая, дожив до седых волос, нуждается в защите и комфорте, лечении и отдыхе, заслуженной пенсии и достойной старости. Как жаль, что слова покойного патриарха не распространялись на этих седовласых служителей, жаль, что они не стали героями и подвижниками, не смогли увлечь за собой тех, кто так хотел исполнить заповеди Божии о Вере и Любви, так как сами преосвященные превращаются, каждый в свое время, в маленьких жалких "тамагочи", материальные нужды которых значительно превосходят нужды всех вверенных им героев в рясах, вместе взятых, со своими семьями и общинами. А почему? А потому, что технологии манипулирования людьми отточены ими до совершенства за всю двухтысячелетнюю историю их архиерейского руководства. Это едва ли не единственное совершенство, которое у них есть. Браво и аплодисменты!

Теперь, когда нам стало понятно, кому, не зачем, а кому нужны герои, предпочтительнее мертвые, ибо с ними не нужно делиться славой, почестями и достатком, наберемся дерзновения и посетуем, что некоторым людям, вследствие их наивной любви к себе хорошим и духовного ослепления от неумеренного самосозерцания, не хватает подпункта второй заповеди Божией, который бы гласил:

"Не сотвори себе героя, способного ради тебя пройти Небо, Землю и глубины моря, поклоняющегося тебе и служащего тебе!"
Tags: Московская патриархия, размышления
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments