Игорь Николаевич М. (kot_pafnusha) wrote in christ_civ,
Игорь Николаевич М.
kot_pafnusha
christ_civ

Служить по полному Уставу...

Оригинал взят у kalakazo в Служить по полному Уставу...
"Новая метла" в Санкт-Петербургской митрополии,
митрополит Варсонофий разродился очередным указом:
"5 Июня 2014
ОТЦАМ БЛАГОЧИННЫМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ

По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского ВАРСОНОФИЯ, благочинным Санкт-Петербургской епархии необходимо довести до сведения настоятелей и клириков всех приходов и храмов Санкт-Петербургской епархии о том, что недопустимо сокращать уставные богослужения.
СЕКРЕТАРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ, протоиерей Сергий Куксевич"
http://mitropolia.spb.ru/docs/tsirkulyar-403-05-iyunya-2014-g-

Очень странно, что секретарем епархии оставлен Сергий Куксевич -
личность одиозная и весьма коррумпированная.
Но еще более дивит крайняя безграмотность данного циркуляра:
уставные богослужения сокращаются в РПЦ
на протяжении многих веков везде и повсюдошно:
и в столице московитов,
и в мордовских лесах,
и в монастырях и на рядовых приходах,
и даже на единоверческих и старообрядческих общинах.
Попытка отслужить "уставное" всенощное бдение,
то бишь по "букве устава", ежели мне не изменяет память,
свершилась в Российском православии только единожды:
незадолго до революции 1905 года в Киевской духовной академии:
"В книге М. Скабаллановича "Толковый Типикон" есть интереснейшая глава об идеальной всенощной. В начале века в Киеве у профессоров Академии возник вопрос о возможности полного служения бдения с таким огромным количеством текстов, пропеванием полного канона, всего 103-го псалма, всей 1-й кафизмы и всех полиелейных псалмов. Они сообщили о своих сомнениях студентам Киевской Духовной Академии, и вот решено было это осуществить. Были собраны добровольцы, которые решатся петь с вечера до утра и попробуют служить такую всенощную.
Были установлены затраты на такое богослужение: для спевок хора нужно 2 месяца, для компенсации их трудов – 300 рублей, на что скептики возразили профессорам, что для спевок нужно 2 года, а для оплаты трудов – 3 000 рублей, т.е. с самого начала были неодобрение и сомнение. Но были очень энергичные студенты, которые, как пишет М. Скабалланович, из этой всенощной сделали нечто обетное, т.е. обещали приложить все свои силы, лишь бы это осуществилось.
Такая всенощная была подготовлена и отслужена. Началась она в 6 часов вечера и закончилась около двух часов ночи. Были выполнены все указания Устава. Проф. Скабалланович, который все это изучал, но никогда не присутствовал на такой всенощной, вдруг увидел, как это все прекрасно. Он вспоминает, как слушал 103-й псалом целиком, где говорится обо всем творении Божием, прославляется премудрость Творца и промысел Его о мире. Вспомним припевы 103-го псалма: они имеют некое восходящее строение. Первый припев – просто констатация: "Благословен еси, Господи," второй припев представляет собой некое восклицание: "Дивна дела Твоя, Господи"; третий припев – еще более восторженное прославление: "Слава Тебе, Господи, сотворившему вся."
Затем звучала целиком вся первая кафизма и все совершалось так, как это должно быть по Уставу. Апогеем всенощного бдения было пение полиелейных псалмов целиком, и они пелись антифонно на два лика. Антифонное пение очень украшает службу, силы хора не иссякают, хоры подхватывают пение друг друга, и оно звучит мощно и бодро. И далее все было по Уставу: пропет целиком весь канон. Можно себе представить: в каждой песни – 14 тропарей (это нужно умножить на 8 и прибавить катавасию и библейские песни). Во время пения канона скептики, которые все же пришли на всенощную, подходили к руководителю службы и требовали прекратить этот опасный эксперимент, потому что певцы не выдержат, но всенощная была отслужена до конца.
Затем Скабалланович пишет о том, как эта всенощная принималась прихожанами. Был один очень ленивый студент, который все же решил пойти на эту службу. Он постоял немного и пошел к себе в корпус. Лег спать, но понял, что рядом с ним происходит нечто необычайное, и вернулся в храм. Постоял немного и снова устал, и снова ушел к себе. И так он уходил и возвращался три раза, не имея сил стоять, но и не имея решимости уйти.
Когда профессор Скабалланович обходил молящихся, чтобы узнать, сколько же людей было на службе до конца, он был поражен большим количеством женщин, присутствовавших на богослужении. Одна курсистка сообщила ему, что она специально готовилась к этому дню и выучила наизусть многие тексты. Заключается эта глава такими словами: все знакомые, которые не были предупреждены о всенощной и не имели возможности прийти, смертельно обиделись на этих профессоров и простили их с условием, что при повторении чего-нибудь подобного их обязательно известят. Профессор Скабалланович пишет, что повторение возможно, и предлагает в следующий раз петь всенощную большим знаменным распевом, что удлинит ее на 4 часа. Глава кончается ожиданием этого повторения. Было ли оно, нам не известно.
Но надо сказать, что и в наше время оживления церковной жизни есть люди, которые хотят служить такие идеальные всенощные. При таком усердном и полном исполнении Устава открывается то, что до сих пор было совершенно закрыто, ведь сколько ни изучай теоретически, пока не услышишь собственными ушами, знание остается умственным, а не сердечным."
http://simvol-veri.ru/xp/voskresnoe-bogoslujenie.html
Tags: Московская патриархия, богослужебное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments