?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Недавно говорил с несколькими священниками. Разговоры- так себе, сетования, перемежающиеся с роптаниями на тему...
"архиерейский произвол и как ему противостоять" .Так вот, они мне дружно говорят, мол, это искушения, надо принять со смирением,
такова воля Божия, вот и в молитве говорится: "Да будет воля Твоя и на земле, как на небе".

Я аж чуть не взвизгнул. Всякое доводилось слышать, но чтобы вот так, глупо и близоруко перевирать молитву Господню?...

Выходит, если я злой, то дети мои должны терпеть и смиряться, такова, мол, воля Божия? Чем же тогда Отец Небесный отличается от отца земного? Оба злы...

Возмутительная клевета на Бога! А ведь такую садо- мазо теорию часто можно услышать от какого- нибудь честного отца. И среди мирян она хождение имеет. И архиереи тако вопиют.

А что Святые Отцы говорят?

-------------------------------------------------------------------

Св. Киприан. Говоря да будет воля Твоя, не о том молимся, чтоб Бог делал, что хочет, но о том, чтоб мы могли делать, чего хочет Бог. Ибо, Богу кто может воспрепятствовать делать, что хочет? Но так как диавол препятствует нам, чтоб и дух наш, и деяния наши во всем последовали Богу, то мы просим и молим, да будет в нас воля Божия, потому что, чтоб она была в нас, мы имеем нужду в воле Божией на то, т. е. в Его помощи и покрове, ибо своими силами никто не бывает огражден, а при Божием благоволении и милосердии всякий безопасен

Св. Григорий Нисский. Здоровьем для души служит исполнение Божественной воли, равно как наоборот — отпадение от благой воли Божией есть болезнь души, оканчивающаяся смертью. Посему, так как сделались мы недужными, когда в раю, оставив добрый образ жизни, без меры вкусили яда непослушания, то пришел истинный Врач, который по закону врачебного искусства, исцеляя зло противоположным ему, одержимых недугом по причине отступления от воли Божией избавляет от сего недуга склонением под иго воли Божией, когда научает говорить в молитве к Отцу Небесному: да будет воля Твоя. Эти слова молитвы служат врачевством от постигшего душу недуга.
Посему, когда дойдем до того, чтобы сказать Богу: да будет воля Твоя и во мне, тогда совершенно необходимо осудить прежде ту жизнь, которая была несогласна с Божиею волею, и выразить сие исповеданием, поскольку во время протекшей жизни назло мне действовала во мне противная Твоей воля и я соделался служителем злого мучителя и как бы исполнителем казни, приводящим в исполнение над самим собою приговор врага, то, возбудившись жалостно к моей погибели, даруй, чтобы со временем и во мне совершалась воля Твоя.

Св. Кирилл Иерусалимский. Божественные и блаженные ангелы Божии творят Божию волю, как сказал Псалмопевец Давид: благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии волю Его (Пс. 102, 20). Посему, молясь да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, мысленно говори: как в ангелах совершается воля Твоя, Владыко, так да будет и во мне на земле.

Св. Иоанн Златоуст. Итак, смысл слов Спасителя таков: как на небе все без препятствия совершается и не бывает того, чтобы ангелы в ином повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются, (ибо сказано: сильнии крепостию, творящии волю Его — Пс. 102, 20); так и нас, человеков, сподоби не вполовину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно.

Св. Кассиан. Не может быть молитвы выше той, которою мы желаем, чтобы земное удостоилось сравниться с небесным. Ибо что значат слова: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, как не то, чтобы люди стали подобны ангелам и чтобы как сии исполняют волю Божию на небе, так все живущие на земле творили не свою, а Божию волю

Блж. Августин. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою, так да творим и мы. — И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми.

Св. Максим Исповедник. Кто единою мысленною силою, отрешенною от похоти и гнева, таинственно приносит Богу служение, тот на земле, подобно чинам ангельским на небе, исполнив Божественную волю, стал чрез сие посему сослужителем и сожителем ангелов, как негде говорит великий Апостол: наше жительство на небесех есть (Флп. 3, 20).

Блж. Феофилакт. Да будет воля Твоя, как на небе у ангелов, так и у нас, людей, на земле. Как ангелы исполняют волю Твою, так и нам даруй исполнять ее. Ибо ангелы всегда и во всем действуют по воле Божией.

Симеон Солунский. Настрой нас подобно ангелам, чтоб как в них, так и в нас была воля Твоя и нами была совершаема, да не будет наша воля страстная и человеческая, но Твоя да будет воля бесстрастная и святая. Как благоволил Ты соединить земное с небесным, так благоволи, да и в нас, на земле сущих, будет небесное (житие, служение, действование).

Святитель Тихон. Воля Божия бывает и без нашего прошения; того ради не просим, чтобы Бог делал, что хочет, но просим, чтобы мы могли делать то, что воля Его хочет. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить мы не можем. Воля Божия исполняется, когда благочестие цело храним и до конца в том пребываем, по реченному: буди верен даже до смерти (Апок. 2, 10)

---------------------------------------------------------

Как видим, все Отцы учат просить у Бога, чтобы произволение наше сделалось благим.

Вот откуда это понимание того, что всякое "криво" от Бога и его должно с благодарностью принимать, ничтоже вопреки глаголя и дея? Кто научил этому извращенному пониманию? Почему никто не удосужится у Отцов проверить, а каждый твердит заученную дурость, тиражируемую, в том числе, нашими архиереями? Или их не учили в семинариях- академиях? Или это только мне такие горе- богословы попадались? А главное, удобно как- меняться не нужно, работать над собой тоже.
Папа зол- терпите, дети. Священник зол- терпите, прихожане. Епископ зол- терпите, священники.
Этакий круговорот злой воли в природе. Неужели не видно, что для благой воли Бога такое понимание молитвы и Писания ставит тупики? Вот мне мой знакомый архиепископ говорил: "Воля архиерея- воля Бога!"

А злая воля архиерея какого бога воля? Злого?

В- общем, злой я. Такова воля Божия?

Комментарии

( 52 комментария — Оставить комментарий )
popyaratolsty
15 июн, 2014 08:07 (UTC)
Кто научил этому извращенному пониманию
Византия, она, матушка, раболепствовать научила, а мы унаследовали. Если бы Русь просветили латины, то гуманизьма бы процвела и уважение. А от Византии мы получили не только христианство. но и все прелести восточной деспотии и восточного же холопства.
Yury Savin
16 июн, 2014 15:15 (UTC)
Re: Кто научил этому извращенному пониманию
А вот не надо гнать на Византию, там даже императоров чуть что мочили без проблем. А еще можно вспомнить, какой костью в гроле константинопольским патриархам был Студийский монастырь. Так что ваше это все, родное, сами виноваты.
josef_brave
15 июн, 2014 11:26 (UTC)
Когда меня спрашивают: "Как благословите нам поступать в этом сложном случае? На ВСЁ ведь воля Божия!"
Я всегда отвечаю: "Что? И на грех тоже?!"
Обычно это людей отрезвляет.

А ещё есть любители "простоты", постоянно кукующие, что: "Там, где просто, там ангелов со сто!"
Я тогда поясняю, что: "вся ангельская сотня будет с рогами и копытами, а всё, что от Бога, всегда удивляет своей премудростью. И что простота (как целостность и беспримесность) должна быть в сердце, в момент проявления своей воли, а не в голове".

Edited at 2014-06-15 11:29 (UTC)
Алексей Котиков
15 июн, 2014 13:41 (UTC)
Здравствуйте,

крайне важный и глубокий вопрос вы поставили. По сути весь духовный кризис, путь и страдания христианина в поиске: Бог - это прокурор всея вселенная, перед которым Сосо, Иван 4 и т.п. так, мелкие пакостники, или Бог - это любящий Отец? Собственно имхо ответ на этот вопрос и занимает всю жизнь.
На мой взгляд тут есть как минимум 3 этапа поиска. 1-й (условно православный), путь запретов, ограничений, постов/типиконов и т.д. и т.п. В итоге этого пути человек либо находит силы расцерковиться и сбросить с себя религиозность, либо становится в описанную вами позицию - зло везде,бог злой, я терплю зло от высших, доставляю зло низшим.
2-й этап (условно протестантский). Бог есть любовь и свобода,мы Его дети,все вокруг голубое и зеленое. Этап имхо крайне важный для реабилитации после "условно православного" этапа. Однако этап недолгий, ибо разбивается о реалии жизни весьма быстро. В итоге тоже рушится, либо вырождается в лицемерие,подгонку жизни под "правильные" ответы.
да, я специально оговариваюсь "условно православное/протестантское", ибо имеюв виду не историческую глубокую традицию, а те формы, кои мы видим в большинстве своем в современной нам реальной жизни.
ну и 3-й, когда человек уже знает и про типиконы и гомосвященничество, и про свободу и религиозный экстаз, и даже про любовь кое-что,ну и про разочарования и беды тоже наслышан. И пытается как-то в этом найти Бога. И приходит к тому, что Бога можно найти только в одном месте - глубине человеческой души, в первую очередь в своей. И начинает сии поиски, естественно пользуясь опытом первых 2-х этапов, как инструментами. Так мне кажется на сегодняшний момент.
Собственно некоторые мои мысли по вашей статье, коими мне захотелось поделиться.
josef_brave
15 июн, 2014 14:39 (UTC)
Человек, это динамичная и пластичная "субстанция". И образ Бога, в его представлении, так же меняется по мере того, каким человек хочет Его видеть.
Алексей Котиков
15 июн, 2014 19:42 (UTC)
Да, человеку свойственно создавать себе образ, вместо оригинала. И не только в отношениях с Богом, кстати. Но тут есть одна парадоксальная ловушка. Образ безусловно удобнее, управляемее и контролируемее. Но, в какой то момент именно благодаря этому образ перестает удовлетворять. И от него (образа) приходится отказываться, чтоб вновь искать оригинал. И на этом пути создавать новый образ, который м.б. ближе или дальше оригинала.
3axap_kap_kap
15 июн, 2014 16:30 (UTC)
Нечто подобное есть у Иова. "Друзья"- обличители должны уступить личному опыту познания Бога и Его святой воли.
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 00:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 11:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 17:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 21:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alexey_pl - 16 июн, 2014 11:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 11:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 13:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 16 июн, 2014 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 16 июн, 2014 14:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 16 июн, 2014 16:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 16:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 16 июн, 2014 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 16 июн, 2014 17:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 16 июн, 2014 17:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 20 июн, 2014 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 20 июн, 2014 11:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 20 июн, 2014 12:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 20 июн, 2014 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 20 июн, 2014 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 20 июн, 2014 14:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - josef_brave - 20 июн, 2014 14:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 3axap_kap_kap - 20 июн, 2014 14:46 (UTC) - Развернуть
silenza
16 июн, 2014 17:07 (UTC)
Вот только мне кажется, что это - не этапы, а разные способы богопознания... можно начать сразу с 3-го, а можно зависнуть на любом из двух оставшихся.
v134
15 июн, 2014 14:32 (UTC)
Предположение, что на всё, вроде бы, волья Божья, происходит из неверное предположения, что Бог, вроде бы, вообще всемогущ. А такое предположение безосновательно. Бог полностью всемогущ надо всем вокруг себя. Над собой Бог не всемогущ. И есть то, что он вынужден делать по своему внутреннему свойству и по правилам, которые из этого следуют
Мир несовершенен. В несовершенном мире возможно зло. Бог был вынужден создать несовершенный мир и поместить нас сюда, чтобы использовать нас именно в этих условиях. Поэтому и вынужден их не менять.
Смысл жизни в том, что наша жизнь нужна Богу. Бог не всемогущ над собой, и ему что-то нужно. От того, что мы живём есть польза Богу. Чтобы быть нужным Богу, достаточно просто жить.
Если бы Бог мог, он добровольно умер бы, чтобы не создавать и не мучить нас. Но Бог не может умереть, а живя, он был вынужден поступить так, как поступил.
Православие соответствует тому, что Бог не всемогущ над собой. Суть Православия выражена в Символе веры. В Символе веры Бог назван Вседержителем. Вседержитель - это всемогущий надо всем вокруг себя. Над собой Бог не всемогущ.
3axap_kap_kap
15 июн, 2014 16:32 (UTC)
Если Бог не всемогущ над собой, есть ли кто- то, кто всемогущ над Богом?
v134
15 июн, 2014 18:22 (UTC)
Нет. Полностью всемогущего существа не может быть вообще.
(без темы) - 3axap_kap_kap - 15 июн, 2014 18:28 (UTC) - Развернуть
exegetes
15 июн, 2014 20:21 (UTC)
Не так. Бог всемогущ, но не потому что всё может, а потому что он есть источник всякой силы. и совершенства. Бог дает силу и только в этом смысле он всемогущ.
Как дьявол - источник всякой слабости. И несовершенства.
n_ermak
15 июн, 2014 15:05 (UTC)
Считать, что на Небе Воля Божия так же проявляется, как в действиях человеков, пусть и архиереев, мне кажется по меньшей мере неосновательной.
Если смотреть в перспективу вечности и видеть, как злые люди осуждаются на Страшном Суде и погибают, хоть и архиереи, то остается смиряться. Иногда и перед этими архиереями, чтобы не отягчать их злую участь. Может и нам послабление выйдет и Суд будет не по грехам нашим, а по Милости Божией.
3axap_kap_kap
15 июн, 2014 16:51 (UTC)
Притча:
"Раб же тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле, его бит будет много.
А который не знал и сделал достойное наказания. бит будет меньше."

толку- то? обоим ведь "достанется"?
Вопрос не в том, что знаешь, молчишь и терпишь, а в том, что соучаствуешь. Как быть?
(без темы) - n_ermak - 15 июн, 2014 17:13 (UTC) - Развернуть
ioanna_poula
19 июн, 2014 01:34 (UTC)
Мнение, что на все воля Божья, именно на все, и на плохое, и на хорошее, исходит из ВЗ, от ветхрзаветных иудеев. Для них было принципиально единобожие, этим они отличались от всех окружающих их народов и именно этим противопоставлялись им. Поэтому все, что происходит, рассматривалось как воля Божья, подтверждение этому можно найти в псалмах, например, или у пророков, у Исайи, в частности. Это имело еще и смысл, приближающий к Богу, то есть, в случае каких-то неблагоприятных обстоятельств, не негодовать на Бога, а обращаться к Нему, чтобы Он помиловал. Но все это Ветхий Завет.

В Новом Завете открылось, что Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы. Никакой, совершенно. То есть, Бог не творит зла. Никогда. Никому. Более того, Бог не наказывает, не испытывает, и не попускает. "Если вы, будучи злы" не дадите своему сыну камень вместо хлеба, то уж тем более этого не будет делать Бог, который только свет.
Просто, кроме воли Божьей, есть еще воля человеческая, потому что Бог сделал человека свободным. Поэтому есть Божье произволение относительно этого конкретного человека, но этот конкретный человек живет в окружении других людей со свободной волей, которые обладают разными фактическими возможностями влиять на жизнь этого человека. Бог стремится каждое такое жестокое искажение жизни этого человека со стороны других людей обернуть ему во благо, открывая , например, новые возможности для духовного роста. Бог все время исправляет вред, причиненный насилием других людей. Но здесь Он сталкивается с волей самого этого человека, который может не увидеть Божью помощь, потому что ожидает ее в соответствии со своими представлениями и, условно говоря, "с другой стороны". Вот здесь нужна чуткость и настроенность на Бога, чтобы увидеть Его помощь и суметь ее принять. Она всегда неожиданна, потому что Бог по-другому смотрит на жизнь человека, хотя бы в том, что его жизнь не заканчивается после смерти, и по-другому смотрит на человеческие достижения.
Так что слова "на все воля Божья" нужно заменить словами "Господи, пусть будет Твоя воля!", потому что воля Божья - это всегда благо, радость, счастье, свет.
( 52 комментария — Оставить комментарий )

Профиль

корабль
christ_civ
Christ Civilization

Метки

Календарь

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Разработано LiveJournal.com
Дизайн yoksel